Послы стран Евросоюза не согласовали в среду общую позицию по введению потолка цен на российскую нефть, переговоры будут продолжаться. Это подтвердила в четверг еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон, передаёт ТАСС.
"Да это так, переговоры будут продолжаться", - заявила она в ответ на просьбу подтвердить неудачу первой встречи послов ЕС по обсуждению потолка цен на российскую нефть.
По информации источников, послы обсуждали возможность введения ценового потолка на российскую нефть в интервале $65-70 за баррель. Дискуссия выявила острые разногласия между странами, которые хотят "наказать Россию", такими как Польша и государства Прибалтики, считающими этот потолок слишком низким, и странами, которые получают значительную часть доходов от морской транспортировки нефти - Греции, Кипра, Мальты и других, которые уверены что уровень порога слишком низкий и грозит подорвать мировую торговлю нефтью.
Для ЕС введение ценового потолка на российскую нефть мало связано с энергетическим кризисом в Европе, поскольку с 5 декабря в сообществе вступает в силу эмбарго на закупки российской нефти морским путем. Поэтому главные элементы дискуссии не энергетические, а торговые и политические.
G7 по инициативе США намерена попытаться ввести потолок цен на российскую нефть, опираясь на то, что большинство компаний по транспортировке и страхованию транспортировки нефти находятся в государствах, входящих или аффилированных с G7, как, например, Греция, Кипр, Мальта и другие малые члены ЕС.
Вместе с тем, российская нефть сейчас торгуется на уровне около $70 за баррель с учетом дисконта, таким образом, с экономической точки зрения потолок 65-70 долларов за баррель не будет иметь большого значения. Однако, в случае, если G7 сможет его согласовать, ввести и убедить крупнейших импортеров нефти присоединится к нему, это может иметь долгосрочные стратегические последствия в случае нового скачка цен на нефть. Более того, потолок будет иметь динамический характер, и если система будет создана, впоследствии G7 может попытаться его дополнительно снизить, хотя и без гарантий успеха.
По оценкам европейских экспертов, в связи с этим, есть серьезный риск, что Россия обрубит поставки в страны, которые присоединятся к этому механизму, даже если он будет на данный момент безболезненным для РФ. Это, в свою очередь, может вызвать резкий рост цен на мировом рынке, если остальные нефтепроизводители резко не нарастят добычу