ТРИ ГОДА БЕЗВЕСТНОСТИ
Америка, на долю которой приходится наибольшее количество международного усыновления (удочерения), приютила 6 детей-сирот из Атырау. Такова статистика с 2000 по 2005 год. По сравнению с другими регионами это мизер; в Уральске, к примеру, иностранцами было усыновлено более 300 детей. Такое количество объясняется тем, что, начиная с 1999 года, когда в Казахстане был принят Закон о браке и семье, разрешивший международное усыновление, в крупных городах активизировали деятельность общественные фонды – своего рода посредники между местными органами опеки и иностранцами, желающими усыновить ребенка. В Атырау такого фонда не было. Но даже с этими шестью усыновленными детишками ныне утерян контакт. Где они, что с ними – неизвестно.
«Отчеты о них перестали приходить с 2005 года, – говорит главный специалист по интернатным учреждениям Департаментаобразования А. ИСЛАМГАЛИЕВА. – Обычно с запросами мы выходим на Комитет по опеке и попечительству минобразования, они же обращаются в МИД. И вот уже три года к нам не поступает информация».
Между тем приемные родители, согласно нашему законодательству, должны представлять в МИД РК отчет о жизни ребенка вплоть до его 18-летия. А наблюдение за усыновлённым ребенком возложено на сотрудников консульства Казахстана в США. Тем не менее мы не знаем, как живется шестерым атырауским детям на новой родине.
АМЕРИКА УСЫНОВЛЯЕТ 500 НАШИХ ДЕТЕЙ В ГОД
Отсутствие контроля на фоне участившихся жутких фактов об усыновленных американцами детях настораживает. Участники семинара, среди которых были представители отделов образования, органов опеки и т.д., затруднились дать однозначную оценку практике иностранного усыновления.
Начальник отдела попечения и поддержки детей областного Департамента по защите прав детей Ф. БАЙМУХАНОВА: «Поскольку наше государство ратифицировало Гаагскую конвенцию, международное усыновление у нас приемлемо. Тем более оно актуально в нашем регионе, где много иностранцев. По данным органов опеки, за границу уезжают дети-инвалиды, которые не могут получить здесь необходимое лечение. Так что мы просто вынуждены давать детям шанс. Но на конвейер это дело ставить не стоит – нужно очень щепетильно подходить к вопросу, тщательно изучать приемных родителей. И главное, должен быть постоянный отчет о судьбе ребенка, где бы эта семья ни находилась».
Согласно статданным, американцы усыновили около 5 тысяч казахстанских детей. Ежегодно в США увозят 500 детей. Слабость американцев к казахстанским детям объясняется довольно мягкими законами. Сами американцы признаются, что процедура усыновления в Казахстане понятная и прозрачная.
На сегодня в базе данных Комитета по опеке и попечительству МОН РК находятся 70 атырауских детишек. Это т.н. централизованная база данных, откуда детей, которых до определенного времени не усыновили свои, берут на международное усыновление.
Всего по области 1019 детей-сирот и оставшихся без родительского попечения. Из них 759 детей находятся под опекой и на попечительстве у ближайших родственников, 18 – на патронатном воспитании, остальные – в Детском доме, Доме ребенка и школах-интернатах.
СОМНИТЕЛЬНАЯ МАМА
Что касается внутреннего усыновления, то ежегодно в нашей области усыновляют более 100 детей. В 2005 году 108 детей нашли новых родителей, в 2006 году – 198, в 2007 – 160, в первом квартале нынешнего года – 40. В основном усыновляют бездетные пары. В отличие от тех, кого забрали за границу, за «внутренними» усыновленными идёт жесткий контроль. Но все же осечки случаются. Вот конкретный пример. Сразу четверо детей, усыновленных в свое время одной семейной парой, стали вновь сиротами – суд готовит решение об отмене усыновления. Как мне объяснили в облОО, эта пара с 95 года умудрилась усыновить пятерых детей. «Но, как выяснилось, женщина абсолютно не занималась детьми, плюс ко всему оказалось, что имеет в биографии 6-месячное условное осуждение. Все эти факты всплыли после пропажи приемной дочери-подростка. Девочку нашли, она сейчас находится в ЦВИАРНе. Теперь на руках у женщины остался свой сын 86-го года рождения, остальные четверо подлежат отмене усыновления», – сказали в облОО.
Как эта женщина с сомнительным прошлым и нестабильным материальным положением получила разрешение на усыновление пятерых детей? На семинаре привели любопытную статистику. Оказалось, что по области всего 4 специалиста по опеке и попечительству – один из них в городе и по одному на три района. В остальных районах этим занимаются методисты, работающие на общественных началах. При такой нагрузке вопрос о тщательном изучении каждого дела об усыновлении отпадает сам собой.
Сауле ТАСБУЛАТОВА
1 мая 2008, 00:00