Атырау, 4 мая 08:46
 ясноВ Атырау +15
$ 444.14
€ 477.05
₽ 4.85

Девочки в парандже, бородатые парни в коротких штанах: «Это вызов многовековым традициям нашего народа»

29 206 просмотров


В последнее время мы часто встречаем на улицах Атырау девушек и женщин в черном хиджабе – лицо закрыто полностью. Не сказать, чтобы это радовало прохожих. В том, почему сейчас так много женщин (в основном совсем юных девочек), решившихся вопреки народным казахским традициям уйти в эту сторону, и почему так много бородачей в укороченных штанишках – попытался разобраться корреспондент «АЖ».

В своё время эта тема активно муссировалась властями. В 2017-м году министр по делам религий и гражданского общества Нурлан ЕРМЕКБАЕВ отметил, что в западноевропейских странах на полное закрытие лица наложен запрет, так как «это вопрос общественной безопасности – ношение никаба, чадры, паранджи не позволяет правоохранительным органам идентифицировать человека и снижает эффективность мер по обеспечению общественной безопасности». После этого в январе 2018-го правительство представило в мажилис соответствующий законопроект. Предполагалось, что на граждан за «ношение в общественных местах наружных атрибутов и одежды, свидетельствующих о принадлежности к деструктивным религиозным течениям» должны налагаться административные штрафы, исчисляемые сотнями тысяч тенге. Но этот законопроект так и не был одобрен мажилисменами.

ГЛАВНЫЙ ИМАМ: «В АТЫРАУ ЭТО ЗАМЕТНЕЕ, ЧЕМ В ДРУГИХ ГОРОДАХ»

Главный имам Атырауской области Алтынбек УТЫСХАНУЛЫ признаёт, что сейчас в Атырауской области на улице часто можно встретить женщин, которые носят длинные черные платья, а их лица полностью закрыты паранджой.

– Я здесь работаю главным имамом три года. Не знаю, какая ситуация была до меня, но на сегодня в Атырау эта тенденция более распространена, чем в других регионах страны, – говорит Алтынбек Утысханулы.

В чем причина, как вы думаете?

– В шариате обозначены обязанности мусульманина. Могу сказать, что есть люди, которые так одеваются, потому что не знают об этих требованиях или руководствуются фетвой, данной некоторыми представителями нетрадиционных религиозных направлений. Если следовать аятам Священного Корана, то женщины должны прикрывать аурат (интимные места), но в аятах ничего не говорится о том, что нужно полностью закрывать лицо. Лицо, верхняя часть запястий и всё, что ниже лодыжек, считается интимными частями (аурат) женщины, и сказано, что эти места должны быть прикрыты, но не указано, какой одеждой их прикрывать. Не говорится, что нужно прикрывать всё чёрной одеждой. Вам решать, как вы будете прикрывать свой аурат. Что касается никаба, то мы вероисповедуем согласно учению Абу Ханифы. Ученый, который подробно разъяснил наши религиозные обряды, указал, что закрытие лица не является обязательным.

– А мы можем знать, какое религиозное течение представляют эти женщины и сопровождающие их мужчины?

– Только по одежде это трудно определить сразу, потому что некоторые из них учились в Саудовской Аравии, Турции, Иране и носят платья в качестве национальной одежды той страны. В этих странах на такую одежду не смотрят с опаской, потому что она для них традиционна. А в сознании казахов носить черную одежду и закрывать лицо считается дурным знаком. Когда человек умирает, мы говорим «қара жамылды», что означает – случилось горе. Когда мы видим человека в чёрном, то первая мысль – «за этим могут стоять представители деструктивного движения, они могут угрожать нашей стране, они отрицают наши обычаи и традиции». Но нельзя сразу сделать вывод, что все они салафиты, ваххабиты или представители других нетрадиционных течений. Ведь в ханафи мазхабе есть женщины, которые носят черную одежду и черные платки. Я спросил у одной из них: «Почему вы так одеваетесь?», а она ответила, что ей так нравится. Но их немного. А вот никаб в нашей стране лучше не носить, это никакими исламскими канонами не предусмотрено. Никаб закрывает лицо, и тут сразу возникают мысли, что это салафит, ваххабит или другая секта. Если ты чист перед Аллахом, зачем прятаться?

– Как вы думаете, нужен ли закон, запрещающий ношение одежды, препятствующей распознаванию лиц, в общественных местах?

– Запрещать ношение никаба и платка кажется преждевременным. Я считаю, что это взбудоражит общество. Сейчас лицо можно закрывать по разным причинам, к тому же это может быть просто защита от аллергии или гриппа.

«ГОВОРЯТ ОДНО, А ДЕЛАЮТ ДРУГОЕ»

– Возможно, они будут говорить, что они из мазхаба Абу Ханифы, но на самом деле следовать идеологии другого религиозного течения…

– Да, сейчас они говорят, что они в мазхабе Абу Ханифы, но многие из них не следуют правилам этого мазхаба – слова не совмещаются с делами. То есть если по мазхабу Абу Ханифы говорится, что нельзя носить паранджу, они закрывают лицо. Если слово «Аминь» нельзя произносить вслух, а нужно сказать про себя, то стоя в мечети во время молитвы, наоборот, они произносят его вслух. Есть такие, которые говорят одно, а делают совершенно другое, то есть, прикрываясь мазхабом Абу Ханифы, могут придерживаться совершенного иного течения.  Здесь мы должны быть настороже и не верить просто словам. На что нужно обратить внимание: если человек говорит, что он один из Ханифы, то ему нужно задать вопрос: «Вы придерживаетесь какого мазхаба, признаёте ли вы мазхаб Матруди?». Если вам ответят: «Не признаю, они заблуждаются», то это сразу показывает, что он представитель другого течения  и что он не до конца признает мазхаб Абу Ханифы. Если он скажет: «Я признаю мазхаб Матруди, я следую ему», это означает, что он идет в правильном направлении. Но нередко те, кто говорят, что они «перешли к мазхабу Ханифы», не признают веру, когда дело касается Матруди. А это очень важно, здесь как раз идёт раздел.

– А у нас есть люди, которые так отвечают?

– К сожалению, есть. Я хотел бы сказать следующее: те, кто движим сектами салафитов и ваххабитов, кто отрицает наши многовековые традиции, говорит, что наши предки были неправы и утверждает, что «нельзя проводить ладонями по лицу при чтении Корана, невесте не следует кланяться и делать салем (оказывать честь старшим), что мы должны кланяться только перед Богом» – эти люди несут смуту в общество. Это опасно, и это, я считаю, нужно запретить в законодательном порядке.

– Каким вы видите этот закон?

– Нужно рассмотреть и изучить атрибуты иных течений, обсудить и наложить специальный запрет. Нам важно знать, откуда что берётся. Очень трудно вернуть тех, кто уже оказался под влиянием того или иного течения, потому что их сознание уже, жёстко скажу, зомбировано. Они ничего не хотят слушать, никаких разумных аргументов. Мы им говорим – ну послушайте, что говорят истинные адепты мусульманской веры, а они в ответ: «Нет, у нас уже своя вера, мы не хотим, чтобы её поколебали». Вот от этих людей и идёт опасность: кто знает, что им там внушили?

– Какова их конечная цель, чего они добиваются?

– Цель состоит в том, чтобы создать большую фитну в стране, настроить отца против сына и сына против отца, настроить общество против имама, а имама против общества, настроить народ против лидера, разрушить страну и создать шариатское государство. Главной конечной целью могут быть внешние интересы и взгляды, это же организовано издалека. Мы видели результаты в Сирии. Уехали в Сирию, покинули свою страну, считали неверными мусульман мирной, единой страны, говорили, что вот, мол, теперь в Сирии действует истинный шариат, что там вот-вот будет создано исламское государство, и что если мы поедем туда, то сможем следовать Корану и хадисам. И что они увидели, куда попали? Многие ведь потом пожалели, что поверили в такое.

 «НУЖЕН ЗАКОН, И ДОСТАТОЧНО ЖЁСТКИЙ»

По мнению руководителя областного управления по делам религий Кайроллы КУШКАЛИЕВА, надо бы принять закон, запрещающий ношение черного никаба в общественных местах. При этом он считает, что на сегодня религиозная ситуация в регионе – под контролем.

– Около шести лет назад мы начали чистку в соцсетях. Среди 24 женщин, которые побывали в Сирии, мы провели опрос: «Как вы попали под влияние идеологии деструктивного течения?». Большинство из них ответили: «Через интернет».

Раньше при наборе в поисковике слова "ислам" появлялись видео ваххабитского движения. Раньше мы заходили на сайт и страницу в социальной сети шейха, который пропагандировал такую идеологию, проверяли, кто на него подписан, вручную вводили и определяли, кому понравилось загруженное им видео, кто поставил лайк. Сейчас всё изменилось. Теперь подписчиков на тех шейхов, и тех, кто поставил лайки, выявляет специальная автоматизированная программа. Она показывает, кто на каком сайте сидел и сколько времени там провёл. Там мы берём только те данные, которые находятся в пределах нашей юрисдикции. Наше ведомство отслеживает распространение скандалов в мечетях, идеологии деструктивных течений в социальных сетях, незаконную продажу религиозных книг, – говорит К. Кушкалиев.

По его словам, на сегодня в Атырауской области зарегистрировано 41 исламское, 3 православных, 2 католических, 1 кришнаитское и 7 протестантских религиозных объединений (мечетей и церквей).

– Сколько нарушений закона, регулирующего религиозную жизнь, зарегистрировано с начала года?

– 54 факта нарушения статей 453 («Изготовление, хранение на территории РК продукции СМИ, направленной на разжигание социальной, религиозной розни») и 490 («Нарушение законодательства РК о религиозной деятельности и религиозных объединениях») КоАП РК. Пять дел сокращено по решению суда, 10 находятся на рассмотрении, по одному факту выдано профилактическое предупреждение.

– На улице летом и осенью часто встречались женщины, одетые во всё чёрное и в парандже. Должны ли мы опасаться этого?

– Тревога не напрасна. Для них это нормально, а для нас это вызов общественному мнению, многовековым традициям нашего народа. Если наши дети не будут следовать этим традициям, в будущем они могут запросто оставить свою родину и семью ради надуманных кем-то целей. После 2011 года, когда произошли теракты возле здания облакимата и прокуратуры и организаторы впоследствии были наказаны, бородачи в коротких штанах присмирели, но позднее опять стали бросать вызов общественному мнению своими одеяниями и поведением. Дело ведь не столько в одежде, сколько в том, что они сопротивляются соблюдению школьных правил, не идут в армию и так далее, то есть не признают законы гражданского общества. Поэтому, считаю, нужен достаточно жёсткий закон, который предусматривал бы серьёзное наказание за это.   

Айнур САПАРОВА

Фото автора

27 октября 2022, 23:48

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz