В Кыргызстане арестованы более 20 активистов и политиков после протестов из-за делимитации границы с Узбекистаном в районе водохранилища Кемпир-Абад и соответствующего секретного договора, который был подписан сторонами 26 сентября, передает The Insider.
Среди арестованных много женщин, что неслыханно для Кыргызстана, поясняют The Insider местные журналисты. Судебные процессы проводились 24 октября с 18:00 часов до 5:30 утра, во всех случаях суды признали законность и обоснованность задержания активистов. По информации, полученной от правозащитников, на нарушение в процессе задержаний суд закрыл глаза. Непосредственно судебные заседания тоже сопровождались многочисленными нарушениями. В итоге 19 человек арестованы до 20–23 декабря, по остальным решение еще не вынесено.
Водохранилище Кемпир-Абад (в Узбекистане его называют Андижанское) было построено в 1983 году, формирующую его плотину Узбекистан строил еще в 60-х. Площадь водоема — 4400 гектаров, его питают реки Тар, Кара-Кульджа и Кара-Дарья, водохранилище дает начало важному для Узбекистана Ферганскому каналу. В конце 60-х из-за строительства плотины значительный участок Киргизской ССР был затоплен, взамен Узбекская ССР отдала 4127 гектаров земли в приграничных районах. Именно этот аргумент приводит узбекская сторона, настаивая, что водохранилище должно быть передано ей. В Кыргызстане при этом считают, что затопленными землями Узбекистан пользовался на правах аренды и фактически компенсировал порчу чужого имущества, что не дает права забирать чужую территорию.
Вопрос принадлежности объекта пытаются решить с советских времен, и осенью появилась информация, что президент Кыргызстана Садыр Жапаров планирует передать водоем Узбекистану, что он позже и сам подтвердил: в сентябре 2022 года уже в Бишкеке Жапаров принял премьер-министра Узбекистана Абдуллу Арипова, после чего было объявлено, что стороны готовы подписать договор о передаче водохранилища Узбекистану.
«Мы пришли к соглашению, согласно которому мы создаем совместное предприятие и будем вместе управлять плотиной по принципу 50 на 50, — сообщил Жапаров. — Так мы будем вести контроль над тем, чтобы горизонт воды не превышал отметки 900. Теперь есть возможность скачивать воду насосом в ближайшие к водохранилищу села. До этого таких возможностей не было. Если упираться в исторические архивные документы, то плотина была возведена в 1965 году узбекской стороной. Мы не вкладывали туда ни копейки».
Жапаров настаивает, что от передачи водоема жители республики только выиграют, умалчивая, что людей волнует совсем не водоем, а плодородная земля поблизости, которая тоже, скорее всего, отойдет Узбекистану (проект договора до сих пор остается секретным). Земля рядом с Кемпир-Абадом — фактически основной источник дохода местных жителей уже много лет, они участвуют в тендерах и арендуют участки. Здесь же выращивают знаменитый красный узгенский рис «девзира», из которого готовят лучший в Центральной Азии плов, пишет издание «Клооп».
Власти обеих стран обещают, что Узбекистан не будет огораживать территорию, и жители Кыргызстана смогут и дальше ею пользоваться в своих интересах, однако люди в это не верят — всё может измениться вместе со сменой, например, президента Узбекистана. Если Узбекистан запретит кыргызским семьям пользоваться полями, многим придется уезжать в поисках работы, говорят местные жители.
Проект договора с Узбекистаном о госграницах до сих пор не обнародован, однако известно, что Узбекистан получает чашу Кемпир-Абада в обмен на земли в других районах, и что новая граница вокруг водохранилища пройдет по «900-й горизонтали». Это изолиния на топографической карте, огибающая рельеф местности на уровне 900 метров над уровнем моря, пишет «Клооп», представляя карту пересечения территории, которую планируется отдать Узбекистану, и плодородных полей, которые используются жителями Кыргызстана. Издание обращает внимание, что линия границы не является результатом профессионального картографического исследования и не претендует на стопроцентную точность.
22 октября политик Равшан Джеенбеков объявил о создании Комитета по защите водохранилища Кемпир-Абад, перед этим в Узгенском районе противники передачи водоема провели протестное шествие. Жапаров назвал их провокаторами. В МВД заявили, что в отношении членов Комитета по защите водохранилища возбуждено дело о подготовке к массовым беспорядкам. За сутки 23–24 октября более 20 политиков и активистов были задержаны, а позже и арестованы до декабря решением суда. Основные задержания прошли 23 октября, но уже на следующий день протесты возобновились и стали более многочисленными, в шествии прошли 400 человек, они, кроме прочего, потребовали освобождения арестованных.
При этом в Узбекистане к ситуации относятся намного равнодушнее, пишет узбекское издание Hook. По словам авторов материала, сложно представить, чтобы из-за этой проблемы там начались протесты, в то время как в Кыргызстане население, наоборот, очень политически активное. Именно кыргызские националисты являются основным электоратом Жапарова, которого они фактически и привели к власти, и именно они сейчас рушат его рейтинг из-за непопулярных решений по национальной границе.
«Раньше они пытались делать это публично, и у них не получилось, — говорится в статье узбекских журналистов. — Теперь они обсуждают это за закрытыми дверями, но люди протестуют, потому что не понимают, какие решения принимает власть и какие территории будут отданы. И из-за этого вопрос приграничных территорий никак не решается».
Источник: The Insider