Для тюленей в казахстанской акватории Каспийского моря планируется создать государственный природный резерват. Эта тема в более широком контексте обсуждалась на совещании в Комитете рыбного хозяйства МЭГПР РК с участием профильных научно-исследовательских организаций. Событие значительное: впервые специалисты собрались не для того, чтобы констатировать снижение численности морского тюленя, а чтобы обсудить конкретные меры по сохранению популяции.
«АЖ» связался с одним из участников совещания, директором Института гидробиологии и экологии и руководителем казахстанской группы исследователей каспийского тюленя Миргали БАЙМУКАНОВЫМ.
– Многое надо совершенствовать именно в законодательстве. Надо создать правовую основу для принятия тех или иных мероприятий по сохранению тюленей. Это касается и государственного природного резервата на Каспии – без законодательной основы его создание или будет невозможно, или не будет оправдывать возлагаемые надежды, – говорит М. Баймуканов. – Есть еще нюанс – тяжело выбрать в море заповедные места, исключающие всякую хозяйственную деятельность. Кроме того, надо учитывать, что животные мигрируют по всему морю. И охраняя их здесь, надо надеяться, что и в других местах обитания будут предприняты такие же меры.
– Вы говорите о других странах?
– Да. Каспий принадлежит пяти государствам, поэтому, создавая особо охраняемую природную территорию (ООПТ) в казахстанской части моря, надо договариваться и с другими странами. Эта тема тоже обсуждалась на совещании, и в ближайшее время планируется провести встречу с участием России, Азербайджана, Ирана и Туркменистана. Специфика и в том, что Каспий находится в состоянии регрессии – море мелеет, уходит, вслед за ним и тюлени двигаются и ищут новые места обитания, пригодные для них. А по прогнозам регрессия может и дальше усиливаться. Поэтому надо выработать гибкий режим охраны и сохранения новых мест залежек. В общем, задача трудная, тем более, что опыта создания морской ООПТ в Казахстане не было – впрочем, как и в других странах.
По словам участников группы исследователей каспийского тюленя, необходимо также совместить эти планы с интересами хозяйственников – это нефтегазовый сектор, рыболовство и судоходство.
– Как сделать так, чтобы и овцы были целы и волки сыты? – задается вопросом в нашей беседе Миргали Тулеугалиевич. – Надо разработать «правила игры» для всех заинтересованных сторон. Для этого нужен Национальный план действий (НПД) по сохранению каспийского тюленя. Реализация НПД в целом будет иметь долгосрочный эффект и снизит угрозу загрязнения среды обитания тюленей промышленными и бытовыми отходами. К примеру, организация особо охраняемой природной территории, развитие экологического туризма, борьба с морским мусором инициируют вопросы по повышению экологических требований к хозяйственной деятельности в море. Правила должны быть открытыми и соблюдаться неукоснительно. У нас есть идеи, но сначала, как бы возвышенно это ни звучало, у тюленей должно появиться право на жизнь. И не на уровне слов, а на законодательной базе.
Анастасия ШЕРСТЯНКИНА
Фото и видео предоставлено институтом гидробиологии и экологии