В Атырауском городском суде №2 состоялось очередное судебное заседание по делу экс-заместителя акима Атырауской области Бакытгуль ХАМЕНОВОЙ.
В качестве подсудимых по делу выступили руководитель областного управления культуры Акылбек РЫСКАЛИЕВ и директор ТОО «Балкыту» Омиртай АДАМОВ. В качестве свидетелей были приглашены руководитель Атырауского городского отдела культуры, развития языков, физической культуры и спорта Нурбек АХМЕДЬЯРОВ, председатель Общественного объединения «Асыл өлке» Орынша МАКЕЕВА и руководитель областного центра народного творчества Жанибек АМАНИЯЗОВ.
Подсудимая Бакытгуль Хаменова задала вопросы Н. Ахмедьярову:
– Вы в ходе следствия отвечали на вопросы следователя. Поэтому сейчас, когда решается моя судьба, прошу ответить четко, так, как тогда отвечали следователю. Вам кто-то из областного управления культуры или других областных управлений давал поручение, что нужно установить памятник, перевести деньги?
Ахмедьяров: Об этом было только по телефону сообщение от Акылбека Рыскалиева.
Хаменова: С какого месяца 2021 года Акылбек Рыскалиев начал давать вам задания?
– Точное время не помню. В телефонном разговоре он сказал, что есть необходимость запросить средства из бюджета на установку памятника Абаю.
Хаменова: Вам говорили "надо срочно заключать договор с ТОО "Балкыту"?
Ахмедьяров: Четкого поручения заключить контракт именно с ТОО «Балкыту» не было.
Адвокат Хаменовой Игорь ВРАНЧЕВ: Ранее на практике были прямые поручения от областного управления культуры?
Ахмедьяров: Раньше не было.
Следующей была допрошена Орынша Макеева.
– 27-29 октября 2021 года должна была состояться международная конференция, Хаменова позвонила мне и сказала: "По поручению президента состоится конференция. Это задача, поставленная Атырауской области, прошу принять в этом участие", – сказала Макеева. – Моя работа состояла в том, чтобы обратиться за помощью к спонсорам. На деньги спонсоров конференцию провело ТОО "Керим медиа", я работала с ними по договору. Они занимались проведением конференции в "Салтанат сарайы" и Центре Абая. Я только переводила ТОО «Керим медиа» по договору деньги спонсоров.
Прокурор Лаура АСАНОВА: С какого времени вы перечисляли средства и сколько перечислили?
Макеева: Заключила контракт с "Керим медиа" и 231 млн 490 тыс. 511 тенге перечисляла с 8 октября. Последний платеж был сделан 8 февраля 2022 года. Отчёты о переводах я отправляла Рыскалиеву по вотсап.
Затем был заслушан Жанибек Аманиязов.
– В 2021 году проводилась международная конференция, которая состояла из нескольких частей: в драмтеатре, «Салтанат сарайы», селе Сарайшык. Центр, который я возглавляю, отвечал за создание этнодеревни в Сарайшыке. Я был ответственен за очистку территории музея в Сарайшыке, за ограждение территории, за юрты из 7 районов, за создание возможности для посещения выставки населением. По этнодеревне в управлении культуры составили смету на 33 млн тенге. Мы полностью освоили эти бюджетные средства. Спонсоры для организации этнодеревни не привлекались, – сказал Аманиязов.
Прокурор Лаура Асанова: Расскажите про 10 декабря 2021 года, когда в ваш кабинет пришел Рыскалиев.
– Акылбек Аманбаевич до обеда позвонил и сказал, чтобы я был в кабинете. Он пришел ко мне в 16-17 часов, в руках была барсетка. Задавал вопросы по работе, минут через 7-8 достал из барсетки свернутый пакет и сказал, что это надо передать Бакытгуль Каиржановне. Я еще раз уточнил: «Бакытгуль Каиржановне?». Он сказал «да», – сказал Аманиязов. – После встречи я проводил Рыскалиева из офиса до дверей. После этого ко мне подошли сотрудники Агентства по противодействию коррупции и отвели обратно в мой кабинет, сказав, что будет производиться обыск. Зайдя внутрь, они сказали, что у меня есть одна вещь, и открыли пакет, который лежал на столе. Там было 2,5 млн тенге. Я не знал, что Рыскалиев оставил мне деньги.
Прокурор: Вам Бакытгуль Хаменова сказала о пакете?
Аманиязов: Хаменова написала в вотсап "приезжайте". Она и до этого расспрашивала о культурных мероприятиях в городе, о ходе их проведения. Мы показывали Бакытгуль Каиржановне сценарии культурных мероприятий.
Адвокат Вранчев:
– Вы общаетесь, когда нет культурных мероприятий?
– Нет.
– Сколько мероприятий прошло в прошлом году?
– Около 25.
– Хаменова когда-нибудь обращалась к вам с личными просьбами?
– Нет.
– А Рыскалиев?
– В свое время он попросил у меня 200 тысяч тенге, сказав, что просит Бакытгуль Хаменова. Я не мог найти эти деньги, записался на прием к Бакытгуль Каиржановне и рассказал, что руководитель управления культуры просил у меня 200 тысяч тенге по ее просьбе. Она ответила, что никаких денег через Рыскалиева не просила, и попросила сообщать, если подобное повторится.
После этого адвокат Нурлан ЖОЛБОЛОВ задал вопрос Рыскалиеву: просил ли он у Аманиязова 200 тысяч тенге, ссылаясь на Хаменову? Тот ответил, что такого не было.
Во второй половине дня суд просмотрел видеозаписи, сделанные в ходе задержания подозреваемых. На видео оперативники спрашивают у Рыскалиева, что это за деньги в пакете, а тот отвечает, что эти деньги он взял в долг у знакомого.
Адвокат Жолболов спросил у Рыскалиева, почему эта информация не совпадает с показаниями, данными им в ходе следствия.
– Я был очень взволнован и растерян, когда меня задержали сотрудники Антикора, поэтому плохо контролировал свою речь. Но позднее, успокоившись, решил рассказать обо всем от начала до конца, – ответил Рыскалиев.
Адвокат Хаменовой Вранчев ходатайствовал допросить в качестве свидетелей следователя Антикора Мухамберлина и автора проекта памятника Абаю Нартова, которые участвовали в допросе подследственных. Это ходатайство поддержал и адвокат Рыскалиева Жолболов.
Нурбейбит НУГМАНОВ
Фото и видео автора