Атырау, 26 апреля 08:57
 ясноВ Атырау +28
$ 444.22
€ 476.38
₽ 4.82

«Жайыкпен көрісу» – встреча со священной рекой

11 913 просмотров

В субботу, 3 сентября, в Центре современной культуры YEMAA Атырау состоялось открытие выставки молодых художников, которая является заключительным мероприятием арт-резиденции "Фронтир*. Атырауские хроники". Несмотря на все продвинутые обозначения, её темой по большому счёту стал образ нашей родной реки Урал. 

Директор и сооснователь центра YEMAA Малика УРАЗГАЛИЕВА представила  участников резиденции, которые в течение всего августа посещали офлайн- и онлайн-сессии, мастер-классы и краеведческие экскурсии. Благодаря полученному опыту художники смогли создать произведения с использованием новых медиа и принять участие в заключительной выставке. Малика Уразгалиева выразила благодарность партнерам за поддержку проекта.

– При открытии резиденции мы говорили ребятам, что самое главное – опыт, полученный в ходе работы. Сегодня вы можете наблюдать результат их труда. Это потрясающие работы, которые тонко передают ощущения художников, представления о  западном регионе нашей страны, об  Атырау, и, конечно же, о священной реке Жайык. Менторами и лекторами выступили современные художники и арт-деятели Сауле Дюсенбина, Дмитрий Морозов, Кульшат Медеуова, Диас Адиль и другие, которые имеют богатый опыт работы в проведении выставок и создании творческих проектов. Ведь миссия нашего пространства YEMAA – обучать, создавать площадки для развития, – рассказывает Малика Уразгалиева.

Этот проект является для меня новым опытом. На протяжении месяца мы искали «изюминку» Атырау, важные локации в этом городе. Было очень интересно, и я благодарю резиденцию и участников за предоставленную возможность поработать, познакомится с новыми людьми, вдохновиться новыми знаниями, говорит куратор проекта, культуролог, преподаватель кафедры философии  ЕНУ им. Л. Н. Гумилева Адия РАМАЗАНОВА.

Один из организаторов резиденции Асель АХМЕТЖАНОВА отметила, что оригинальная тема фронтир оказалась близка художникам. Молодые художники взяли тему и унесли ее далеко вперед оригинального замысла. Изначально была идея собрать участников только с запада страны, но затем было решено не ограничиваться одним регионом и объявить открытий конкурс на весь Казахстан. Организаторы были приятно удивлены, когда получили более 55 заявок на участие. Отбор был очень сложным, так как все ребята очень талантливые.

АРТ-ОБЪЕКТЫ ПРОШЛОГО СЕГОДНЯ

В итоге было выбрано пять участников выставки. Акзель БЕЙСЕМБАЙ из Алматы представила несколько работ. Мое внимание привлекала композиция, расположившаяся прямо на полу, называется она «Спящий».

– Данная  работа выполнена из глины, взятой из Урала владелицей гончарной мастерской близ Сарайшика Зиннат ОРЫНБАСАРОВОЙ. Глина не обработанная, сейчас она местами подсыхает, и можно даже заметить, что из нее прорастают травинки. Если смотреть на нее прямо, то можно заметить что это лежачий человечек, похожий на «балбала» (таинственные каменные изваяния, "растущие из земли" – прим. Е. С.), –  рассказывает Акзель. – Образ возник передо мной после экспедиции в Мангистаускую область. То, что было в прошлом колоссальным, в данный момент может стать просто каким-то фоном для селфи любителей красивых фотографий.

КАК ЗВУЧАТ ЦВЕТА

Алтынзер АШЫКБАЕВА из  Актобе также предоставила несколько работ. Очень интересной, на мой взгляд, является «Kaspi QR» – выполнена она в виде очертаний Каспийского моря.

– Здесь затрагиваются проблемы экологии, – говорит Алтынзер. – Работа сделана из множества QR-кодов, позволяющих получить информацию о состоянии Каспийского моря. Красный цвет означает проблемы, к примеру, исчезновение тюленей, места обмеления и прочее.

Еще одна ее работа – «Круговорот ткани в казахской природе». Практически в каждой казахской семье есть отдельная полка для отрезов тканей, которые наши мамы и бабушки дарят и передаривают. Вот такая полка и дала начало этой  работе. Сохранив традиционность, присущую нашей нации, мы становимся причастными к вечному круговороту, дарообмену. Так делали наши предки, так делаем мы, так будут делать и наши потомки.

– Отталкиваясь от термина синестезия**, я пришла к тому, что было бы интересно соединить звуки и цвета тканей. Ведь в нашей культуре у каждого цвета есть свой особенный ассоциативный ряд. Я связала свою работу с робототехникой, подключили датчики цвета, и вот у меня красный цвет, например, ассоциируется с казахским обычаем «Қыз Ұзату» («Проводы невесты»). Поэтому стоит поднести красный платочек к датчику цвета, как мы слышим общеизвестную национальную песню «Той жыры». Если поднесем синий цвет, который ассоциируется у меня с нашей страной, то звучит трек «Көк туу». Зеленый цвет – это всегда что-то светлое, новое. Здесь я подключила мелодию кюя Курмангазы «Алатау». Данная работа представлена как синтез традиционной казахской культуры и новых технологий, – рассказывает А. Ашыкбай.

ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ – АТЫРАУ

Свою композицию в виде коллажа представила участница из Алматы Перизат СУЛЕЙМАНОВА, назвав ее «Просторы и вода».  Работа представлена в виде дневника, написанного самой рекой Жайық:

Жайық – творец. Жайык – писатель.

Жайық оставляет печаль в забвение.

– Место объединения разума и чувств, степи и реки, бытия и небытия – вот что я хотела передать, – рассуждает художница.

Атырау на выставке представлял Шерхан ШЕРУЕНОВ. Его триптих «Екен» (в переводе с казахского «оказывается») объединяет в себе три атырауских сюжета: “У чайки длинные ноги", ”Здесь кто-то живет“ и ”Казахская женщина всегда сильна". Идея триптиха родилась из наблюдений во время экспедиции по Мангистау, в Сарайшык и Атырау.

Участница из Петропавловска Алина АРЫСТАНБАЕВА представила работу «Белым по белому», в виде прототипа известных всем жителям Атырау лестниц старых домов Жилгородка. В Атырау она ехала со своей идеей, а также вдохновилась прогулкой по Жилгородку и решила передать через местный контекст тему разрушения и одиночества, но в тоже время, по моему впечатлению, лестница является символом надежды в лучшее.  

Менеджер проекта Салтанат НОГАЙБАЛАНОВА считает, что такие проекты, нестандартные подходы к искусству очень нужны.

– Это уникальный проект, который раскрывает творческий потенциал молодежи. Я бы сама с радостью согласилась стать его участником, если бы в моей юности были такие возможности, прожить целый месяц в Атырау, напитаться его энергетикой. И то, что делает YemAA artist residence в рамках нашего проекта – это уникальное искусство на высоком уровне, – уверена С. Ногайбаланова.


Елена СУНДЕТОВА

Фото автора

Справка «АЖ».

Фронтир (с французского «граница») – это место встречи разных рас, различных религий, непохожих языков, противоположных образов жизни.

Синестезия – особый способ восприятия, когда некоторые состояния, явления, понятия и символы непроизвольно наделяются дополнительными качествами: цветом, запахом, текстурой, вкусом, геометрической формой, звуковой тональностью или положением в пространстве.

6 сентября 2022, 21:58

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz