Атырау, 21 сентября 19:37
 ясноВ Атырау +12
$ 479.05
€ 534.57
₽ 5.17

Ветеран дорожной отрасли Мадениет Рахметов: "Дороги мало построить, их нужно содержать"

4 400 просмотров

Мадениет РАХМЕТОВ – ветеран дорожной отрасли Казахстана. С 2001 года работал главным специалистом АОФ ТОО "Казахавтодор", затем начальником отдела организации дорожного движения. Около двух лет возглавлял учреждение "Дорожно-эксплуатационный участок-81" в Атырау. Меняются времена и условия работы, а качество дорог в Атырауской области, по его мнению, не улучшается.

– Мадениет ага, вы можете сравнить прежнее и нынешнее состояние дорог Атырау?

– Я пришел в дорожную отрасль в 2000-е годы, когда строительство дорог еще не набрало обороты. В стране катастрофически не хватало средств, техники, необходимой для дорожного строительства. Сейчас работы ведутся намного активнее, есть современное оборудование, техника. Тем не менее, качество построенных дорог оставляет желать лучшего. На страницах социальных сетей, изданий я много читаю о том, что не хватает материалов для строительства дорог. Есть задержки с поставкой асфальтобетона, дефицит битума. Добавьте к этому иногда плохое качество материалов, поспешную укладку новых дорог на старые, не снимая нижнего слоя, и повышение цен на материалы. Я бы сказал, что одним из факторов, влияющих на быстрый износ построенных дорог, является халатное отношение к их содержанию. На территории Атырауской области всего 3047 км дорог. Из них – 1125 км республиканского значения, а 1927 км – областного и районного. Только 1272 км этих дорог находится в хорошем и удовлетворительном состоянии, то есть даже не половина. На новых дорогах сразу появляются выбоины. Городские дороги находятся в ужасном состоянии. По соответствующему требованию вновь построенная, капитально отремонтированная дорога должна прослужить несколько лет. Только из-за перепадов температуры воздуха могут образовываться трещины различной степени.

– Что делать, чтобы дороги так быстро не изнашивались?

– Чтобы построенная дорога не пришла в негодность и не создавала опасности для движения транспорта, лучше сначала сосредоточиться на ее качестве, а затем на надлежащем содержании. То есть за дорогами нужен уход. Любой построенный объект без ухода изнашивается и разрушается. Трещины, которые образовываются на дорогах, необходимо выявлять ранней весной и заливать смолой. Если вовремя не делать этого, талые воды и дожди попадают на нижний слой асфальта, соответственно появляются большие выбоины. Существуют нормативы, принятые во всем мире, дороги должны проходить средний ремонт каждые 5 лет. У нас не так много внимания уделяется этой работе. Все упирается в средства.

– Но ведь средства выделяются...

– У нас основные средства выделяются на строительство, и только то, что осталось, идет на содержание и ремонт. Приведу выдержку из статьи президента Ассоциации автодорожников Казахстана Баглана Баймагамбетова: "Что касается средств, выделяемых на содержание,  Великобритания выделяет 35 млн тенге на 1 км дорог, Япония – 25 млн, Россия – 12 млн тенге. В нашей стране на 1 км дорог выделяется 1,4 млн тенге. А по нормативу должно быть выделено 2,2 млн. Своевременное содержание дорожного покрытия экономит в 3-4 раза расходы на дальнейший ремонт и восстановление». И это самый важный момент, который нужно учитывать. В последние 3 года у нас создано республиканское предприятие «Национальный центр качества дорожных активов», которое контролирует строительство дорог. Надо своевременно начать работу по содержанию дорог, чтобы они окончательно не испортились.  


– Многие водители жалуются на то, что при выезде за город трассы очень узкие.

– Да, еще одна насущная проблема нефтяного региона – это отсутствие въездных дорог I категории. Сейчас в каждом доме по 2-3 автомобиля, добавьте транзитный транспорт. А дороги у нас прежние. Несколько десятилетий назад в области было мало транспорта. Например, участок дороги Актобе – Атырау – Астрахань до населенного пункта Карабатан III-й категории, его необходимо переделывать в I категорию. На этой дороге много транспорта, часто случаются дорожно-транспортные аварии.

Я как ветеран дорожной отрасли категорически против проведения строительства дорог субподрядными организациями. Сейчас подрядные организации выигрывают тендеры, но из-за большого количества работ и нехватки специалистов нанимают субподрядчиков. Проще говоря, берут определенные средства в свою пользу и передают работу другим фирмам. Соответственно, одну дорогу строят несколько разных фирм. Естественно, страдает качество. Единственная качественная трасса, которая была построена в области, когда я работал – это дорога Атырау – Доссор. Ей уже 10 лет. Дорогу прокладывала одна строительная компания. А некоторые участки трассы Атырау – Уральск, построенные несколькими подрядными организациями, начали выходить из строя за 3 года. Теперь эта трасса нуждается в реконструкции. Но пока не закончится реконструкция трассы Атырау – Астрахань, работы на этой дороге не начнутся.

Айнур САПАРОВА

6 сентября 2022, 10:41

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.