Атырау, 30 сентября 22:21
 будет пасмурноВ Атырау +18
$ 476.89
€ 462.20
₽ 8.31

«Не будем строить четвёртый завод, скорее всего, расширим Шымкентский»

12 972 просмотра

Необходимости строить четвертый нефтеперерабатывающий завод у нас нет, - сказал министр энергетики РК Болат АКЧУЛАКОВ на брифинге в РСК.

После встречи с населением и приема граждан по личным вопросам министр встретился с журналистами. Прием граждан затянулся, поэтому брифинг начался без предварительного доклада. Здесь я привожу вопросы коллег и ответы министра.

- Считает ли Казахстан необходимым продлить сделку стран ОПЕК+ после 2022 года и будет ли пересмотрен прогноз по окончании этого срока?

По сделке ОПЕК+ решение еще не принято, так как срок пока не закончен. А что касается плана переработки нефти – он уже скорректирован. Первоначальный план был 87,5 млн тонн, но в силу определенных причин, среди которых возможности отгрузки и маршруты экспорта, мы пересмотрели план до 85,5 млн и считаем, что у нас есть все возможности выполнить и даже перевыполнить его.

- Ежегодно во время уборочного сезона в стране возникает дефицит дизтоплива. Какие меры предпринимаются для предотвращения этой ситуации?

- Напряжение с дизтопливом в определенный период связано с тем, что у нас достаточно сильный диспаритет цен по сравнению с соседними государствами. Так, дизельное топливо у нас стоит 230 тенге за литр, в некоторых приграничных областях 260 тенге. В соседних странах цена – от 400 тенге и выше. Вы все видели видео, как к нам в Казахстан заезжает большегрузный транспорт из других государств. Машины въезжают уже с пустым баком, чтобы заправиться «под завязку» и на выезде из страны они вновь заправляются. Поэтому мы принимаем меры для недопущения дефицита дизельного топлива путем выработки дифференцированных цен. В настоящее время министерством разработан и размещен на портале Открытые НПА проект приказа, предусматривающий дифференциацию цен на дизтопливо. Для водителей легковых машин граждан при предъявление водительских прав отпускается до 100 литров топлива, а при предъявлении техпаспорта на грузовой, специальный автотранспорт - до 300 литров по цене 230/260 тенге. Для транзитного транспорта и для наших водителей свыше установленного объема цена будет 450 тенге за 1 литр.

- Есть ли необходимость в строительстве четвертого НПЗ в Казахстане?

- Строительство четвертого НПЗ - вопрос не новый, рассматривается он давно. Наиболее оптимальным вариантом, по мнению министерства, является расширение шымкентского НПЗ. Во-первых, основным рынком потребления является юг страны, во-вторых, на ШНПЗ есть все условия для расширения. В свое время он проектировался на 12 млн тонн, и после большого количества инспекций, которые были проведены в последние годы, мы можем сказать, что общезаводское хозяйство и сама территория завода позволяют постепенно расширить завод. Строить новый завод в степи намного дороже, чем расширять уже имеющееся производство. Текущая мощность завода – 6 млн, речь не идет о расширении сразу до 12 млн тонн, такой необходимости нет. 2-3 млн тонн в год – вполне нормальный вариант. Но пока такое решение не принято, потому что топлива у нас достаточно и рынок экспорта для этой продукции у Казахстана не такой большой. Страны Центральной Азии не потребляют много топлива, а в России свой профицит с точки зрения производства. Мы будем принимать решение исходя из необходимости покрыть собственные потребности страны. Если сейчас проблема урегулируется, то у нас есть время постепенно расширять Шымкентский НПЗ. 

Следующий вопрос касался АНПЗ - ожидается ли внедрение наиболее доступных технологий позволяющих строго контролировать экологические аспекты в работе завода, которая вызывает тревогу местных жителей по поводу экологии.   

- В течение этих двух дней мы побывали на различных производствах, в том числе на АНПЗ. То, что вы называете наиболее доступными технологиями, является требованиями экологического кодекса. Должен быть специальный справочник наиболее доступных технологий – СНДТ, но пока его нет. Во время встречи с населением половина выступающих говорила об экологии. АНПЗ находится практически в городе, поэтому эта проблема очень актуальна. Общественность Атырау просит, чтобы завод был открыт для их посещений. Но АНПЗ это стратегический объект, доступ на который не могут получать все желающие. Давайте создадим координационный совет, куда войдут общественники, но из числа  тех, кто что-то понимает в технологиях, чтобы были объективные вопросы. По идее в него должен войти акимат, представители завода и министерства энергетики. Совет должен рассматривать вопросы по экологии, так будет правильно. По крайней мере, мы сможем оценить нормальный объем инвестиций, который требуется.

- За короткий период завод уже дважды полностью останавливался. Была и частичная остановка. Какой ущерб был нанесен данной остановкой, а главное – что делается для того, чтобы не допускать такие ситуации впредь?  

- На объектах первой категории, к которым относится завод, всегда должны приниматься превентивные меры по недопущению аварии. Такой вопрос возникал не раз. Так, в 2018 году сделали инспекцию всех технологических труб и оборудования. Так как если они отслужили свой срок, то нужно их менять, не дожидаясь износа, даже если они не аварийные. Сейчас тоже такая работа ведется. Вчера во время встречи на заводе задавали этот вопрос. Стоит задача перейти на трехлетний безаварийный режим работы. Соответственно, большие остановки должны происходить раз в три года. Сейчас нам главное провести ремонт, который мы, из-за остановки КТК, перенесли с весны на осень. В ходе любого планового ремонта проводится дополнительная диагностика. Будем ждать ее результатов. Внимание к трем НПЗ у нас повышенное, - сказал министр.

Зульфия ИСКАЛИЕВА

14 августа, 00:56

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 707 37 300 37 и на editors@azh.kz