Общественники требуют встречи с руководством «Казмунайгаза», чтобы получить ответы на свои вопросы: почему на АНПЗ нет альтернативного источника электроснабжения, какие вредные вещества и в каком объеме попали в атмосферу в результате вчерашнего сброса на факелы? Возможен ли взрыв в таких непредвиденных ситуациях? А главное – есть ли у завода конкретный план мероприятий по обеспечению безопасности жителей Атырау?
- Жители лишены возможности быть своевременно информированы о том, что касается их собственной безопасности. И каким-то образом спастись, уехать подальше. А вдруг бы случился взрыв. Вчера, когда из трубы завода повалил дым, мы не знали, что происходит. И людям до сих пор неизвестно, какие вредные вещества были выброшены в атмосферу и в каком объеме, как это повлияет на наше здоровье. Нам повезло, что вчера шел дождь, благодаря этому запах был не таким сильным, - говорит руководитель общественного фонда «Урало-Каспийский Орхусский центр», член областного Общественного совета Шынар ИЗТЕЛЕУОВА. - Второй момент - все крупные предприятия должны иметь альтернативные источники электроснабжения, чтобы не допускать подобных аварийных ситуаций. И третий – есть ли программа обеспечения безопасности населения в таких случаях? Судя по всему, АНПЗ не взаимодействует с ДЧС, в срочном порядке не оповещает население. Завод находится в черте города, и КМГ должно выделять средства на экологические программы, на обеспечение безопасности жителей. Сейчас же все вопросы решаются исходя из соображения экономии средств, а не заботы о здоровье жителей. Вопросов много, и представители Общественного совета намерены добиваться встречи с руководством завода для проработки этих проблем.
По мнению руководителя ОО «Центр эколого-правовой инициативы “Глобус”» Галины ЧЕРНОВОЙ, нынешняя ситуация показывает слабость процессов по управлению рисками на производстве.
- Как только начали стравливать газ, жители сразу это почувствовали, особенно в районе Жилгородка, «Атырау акпарата», Первого участка, АГУ. Опасность сероводорода в том, что человеческое обоняние улавливает только его слабую концентрацию, а когда она усиливается, мы ее уже не ощущаем. То есть мы реально можем уснуть и не проснуться. Более того, некоторые так и умирают, наверное, хотя в документах указываются сердечнососудистые и прочие заболевания. Дело в том, что у нас не проводятся исследования воздействия вредных веществ в атмосфере на здоровье жителей. У нас не только сероводород, а куча других веществ, которые вступают в реакции друг с другом, и мы всем этим дышим, - говорит Г. Чернова.
Узнать текущую ситуацию с выбросами в связи с аварийной остановкой производства на АНПЗ в департаменте экологии нам не удалось - руководитель в отпуске, а заместитель не ответил на звонки и смс.
Зульфия ИСКАЛИЕВА