
Политолог Досым Сатпаев, личная страница в Facebook
Несмотря на все репутационные риски от членства Казахстана в токсичных ЕАЭС и ОДКБ, вся сложность ситуации заключается в том, что сама попытка выхода Казахстана из этих региональных объединений будет восприниматься Россией, как враждебный шаг. И это пугает Акорду.
Поэтому, понятно, откуда в интервью «России – 24» все эти заявления президента Казахстана о том, что республика не собирается выходить из ОДКБ и ЕАЭС.
Первый президент загнал страну в мышеловку. Второй не знает как из неё выбраться.
Максимум, что могут сделать, это только усилить качественный состав казахстанских переговорщиков, чтобы они более жестче отстаивали национальные интересы страны и пытаться из антироссийского санкционного лимона сделать лимонад.
И здесь зарыта основная проблема для руководства Казахстана, которому придется бегать между каплями, чтобы и Москву не раздражать, и под вторичные санкции не попасть. Как долго, это продлиться, неизвестно.
В интервью Токаева упоминалась Сцилла и Харибда, через которые надо пройти. Но если вспомнить греческий миф, то Одиссей все-таки потерял часть своей корабельной команды, которую сожрала Сцилла.
Кстати, XXV Петербургский международный экономический форум, в котором принимал участие президент Казахстана, проходил под лозунгом: «Новый мир – новые возможности».
Судя по всему, речь идет о «новом мире» по-путински, где Сцилла и Харибда пришли всерьез и надолго.
И здесь можно согласиться с тем же российским оппозиционным деятелем Ильей Яшиным, который не так давно заявил, что Россия, начав войну в Украине, реализует советскую доктрину Брежнева или Доктрину ограниченного суверенитета, которая когда-то позволяла СССР вмешиваться во внутренние дела стран Центрально-Восточной Европы, которые входили в социалистический блок. Теперь это доктрина позволяет России вмешиваться во внутренние дела постсоветских стран, которые раньше входили в Советский Союз.
Так было в Грузии, а потом в Украине, где война, с одной стороны, показала военную слабость России, но, с другой стороны, сделала более агрессивной ее пропаганду и внешнюю политику, что и напрягает руководство Казахстана.
И альтернатив у Казахстане здесь немного. Во-первых, необходимо поддержание геополитического баланса в регионе, через более тесное экономическое и военно-политическое сотрудничество тюркских государств (в том числе через Транскаспийский международный транспортный маршрут).
Во-вторых, через более тесное экономическое взаимодействие со странами Центральной Азии, где Казахстан и Узбекистан могли бы выступить мотором региональной кооперации, по аналогии с Германией и Францией в рамках ЕС.