– Я купил в одном из филиалов национального авиаперевозчика билет по акции «Студенческий», заплатив за это почти 14 000 тенге. Должен был вылететь на занятия в Алматы. Однако стало известно, что занятия начинаются позже, и я обратился в авиакомпанию, чтобы перебронировать билет на более поздний срок. Однако их представитель сообщил мне, что сделать этого нельзя, т. к. условиями акции это не предусмотрено. Тогда я попросил вернуть деньги, но оказалось, что полную стоимость билета мне не вернут, а лишь аэропортовый сбор (972 тенге). Законно ли поступает авиаперевозчик, ведь я не воспользовался услугой, причём поставил перевозчика об этом в известность задолго до даты отлета?
Кайрат, г. Атырау.
Комментирует юрист адвокатской конторы «Слово Защиты» Аслан ЖОЛБОЛОВ:
– Как стало известно при подготовке ответа на заданный вопрос, так называемый “студенческий” тариф – это билет по льготной, сниженной цене. В момент продажи в авиакомпании поясняют, что обменять или перебронировать билет нельзя, а в случае возврата компания обязуется вернуть лишь сборы аэропорта, в данном случае это аэропорт Алматы, сбор которого составляет 972 тенге. К тому же на выданном электронном авиабилете сделана отметка, касающаяся условий его возврата. Таким образом, действия компании юридически вполне обоснованны, хотя с точки зрения рядового потребителя услуг это выглядит нарушением его прав.
Касательно возврата уплаченных денег. Как следует из вопроса, гражданину было известно, что он приобретает авиабилет (заключает сделку) по акции, по льготной цене, что послужило поводом для его приобретения. Законом предусмотрено заключение подобных сделок, так называемый договор присоединения (ст. 389 ГК РК) – это когда в отличие от обычного договора, где предусмотрено, что стороны согласуют условия его заключения, условия договора разрабатываются одной стороной, а другая сторона, в данном случае потребители услуг, не могут вносить никаких изменений.
В данном случае между гражданином и авиаперевозчиком заключен договор, разработанный в одностороннем порядке авиакомпанией, по условиям которого последняя приняла обязательства произвести перевозку гражданина в определенное время и за определенную (сниженную) цену на условии, что пассажир указанную услугу не может отсрочить (перенести на другое время) или требовать возврата уплаченных денег.
Конечно же, законодателями также предусмотрены условия расторжения подобных сделок (п. 2 ст. 389 ГК РК). Гражданин вправе требовать расторжения подобной сделки, если представленные условия перевозки лишают его прав, представляемых как пассажиру, либо она содержит явно обременительные для потребителя услуг условия.
Однако в данном случае подобных обстоятельств не наблюдается.
В Атырау -1