Атырау, 26 ноября 09:48
 ясноВ Атырау +4
$ 498.51
€ 522.84
₽ 4.81

Авторынок: вперёд в 2007-й

8 446 просмотров

Ура, товарищи, кризис отступил, во всяком случае на отдельно взятом автомобильном рынке. Автодилеры примеряют лавры победителей: уровень продаж в ушедшем году вышел на докризисные показатели. 2012 год, ожидают многие продавцы, станет приятным флэшбэком в финансово благополучный 2007-й. Благоприятен их прогноз и в отношении цен: машины дорожать не будут.

 

2011 год стал прорывным для «народной» «Лады» – после отмены в июле льготного таможенного оформления подержанных иномарок она заняла и этот сегмент. Сейчас каждый третий покупатель предпочитает взять новую скромную россиянку как материнской, так и казахстанской сборки.

– Сразу оговорюсь, что доля продаж “Лады” госучреждениям составила лишь 10%, и основные покупатели этих автомобилей – рядовые казахстанцы, которым нужен недорогой и неприхотливый в обслуживании транспорт, – сообщил президент АО «АЗИЯ АВТО» Ержан Мандиев.– В целом в 2011 году рынок показал более чем двукратный рост. Сейчас сегмент новых автомобилей в шаге от своих докризисных объёмов. Группой компаний “БИПЭК АВТО” (в состав которой входит автосборочный завод АО “АЗИЯ АВТО”) в целом по итогам 2011 года реализовано 20 тысяч автомобилей. В ноябре на автосалоны компании пришлось более 52% всех новых автомобилей, проданных в республике. Объём продаж Kia, Chevrolet и Skoda составляет уже половину от числа покупателей “Лады”. Реализация автомобилей Chevrolet в этом году выросла двукратно, бренд стабильно укрепляется в пятерке самых продаваемых иномарок. Объемы Skoda подскочили почти втрое.

На первый взгляд парадокс, но во время действия льготных пошлин цивилизованный рынок рос чуть более высокими темпами, чем после 1 июля. Объёмы продаж 2010 года были более скромными, поэтому в процентах рост в первом полугодии 2011-го доходил до 137-154%. Сейчас рынок прирастает в среднем на 100%. То есть предположения о том, что рост после 1 июля связан в первую очередь с отменой льготных тарифов, оснований не имеют.

В то же время в 2012 году мы действительно ощутим мощный эффект нового таможенного режима. Тарифное регулирование – это механизм, который работает без сбоев. Потребитель не будет переплачивать за подержанный автомобиль, если за те же деньги можно купить новый. И несмотря даже на определенное количество скопившегося “секонд-хенда”, рынок уже изменился – продажи новых автомобилей перевешивают объёмы сбыта подержанных. Такого на отечественном рынке ещё не случалось.

Сбыт будет расти за счёт вчерашних покупателей подержанных автомобилей. Поэтому восстановление рынка до докризисных 60 тысяч автомобилей в годовом исчислении недалеко уже в ближайшие месяцы.

Тем более что обеспеченность легковыми авто на 1 000 жителей в республике не превышает 200. Это один из самых низких показателей на постсоветском пространстве. На фоне впечатляющей динамики ВВП эта цифра является гарантией многолетнего роста.

Если оставить за скобками риск пресловутой “второй волны” мировой рецессии и её влияния на казахстанскую экономику, то прогноз развития рынка в будущем году может оказаться значительно выше динамики 2011 года. Свою роль сыграет обновление структуры покупательского спроса в пользу новых авто. Мы ожидаем в будущем году преодоления стотысячной отметки.

 

ТОЙОТА И ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ

Генеральный директор «Тойота Центр Атырау» Эдуард КУЗНЕЦОВразделяет оптимизм коллеги. На примере статистики последних лет знаменитые «японки» не добрали каких-то 10 единиц до предкризисных показателей:

2007 год – 360 единиц;

2008 год – 240 единиц;

2009 год – 250 единиц;

2010 год – 250 единиц;

2011 год – 350 единиц.

– Цены планомерно растут. В целом подорожание есть, но в пределах общей инфляции. Если конкретней, то это до 2 000 долларов на единицу (в зависимости от модели) – не более 2% от общей стоимости. Прогнозы? На сегодня у меня таких маркетинговых данных нет. На мой взгляд, цены будут расти, но в рамках общей инфляции, – говорит Э. Кузнецов.

– Как повлияло на продажи мартовское землетрясение?

– Пострадало огромное число подрядчиков, некоторые заводы смыло с лица Земли, не хватало комплектующих, почти 3 месяца все сборочные линии работали вполсилы, автомобилей не хватало. Был произведён перенос производств, и только в сентябре сборочные заводы вышли на 90% своих мощностей. Продажи действительно упали с июля – машины не доходили, транспортировка в среднем занимает 3 месяца.

– В июле как раз ходили слухи, что «Тойота» перестала пользоваться спросом. На площадке перед вашим салоном долго стояла целая линейка машин, которую успели прозвать «фукусимской».

– Это был большой заказ для одной из крупных компаний, к японской трагедии они не имели отношения – те машины вообще пришли из Таиланда. У нас не задерживаются машины, их, наоборот, не хватает. Дефицит на некоторые модели сохранился до сих пор, лист ожидания на них составляет 3-4 месяца. Действительно, 99% машин собирается в Японии, но все сборочные линии от Фукусимы далеко, к тому же после землетрясения производитель принял поправки к Кодексу по выпуску – каждая выпущенная модель «Тойоты» тестируется на уровень радиации. 

 

КОМУ ЛЬГОТЫ, КОМУ СЛЁЗЫ

Представляющее сегодня на казахстанском рынке автомобильные бренды Suzuki, Audi, Mitsubishi, Volkswagen ТОО «Меркур» от дефицита с товаром пострадало едва ли не больше всех. Кризис, по словам коммерческого директора Дулата БАКЫТГЕРЕЕВА, отступил, однако грабли в колеса официального дилерского бизнеса вставил действовавший год, с июля 2010 по июль 2011, льготный период на ввоз подержанных иномарок.

– Мы потеряли до 40% клиентов только из-за проблем с доставкой, – говорит Бакытгереев. – Наш поставщик «Мицубиси Моторс» не смог организовать доставку машин, транспортные компании попросту отказывались везти наши заказы, поскольку их автовозы были забиты ввозимыми из Эмиратов, Грузии, Белоруссии, Финляндии партиями машин, – рассказал Дулат Бакытгереев.

Ажиотаж с льготными тарифами на растаможку дорого обошёлся «Меркуру». Заказанные в тот период машины пришли практически к концу года, и сегодня склады «Меркура» забиты теперь уже фактически прошлогодними «сузуки» и «мицубиси».

Неудивительно, что на общем оптимистическом фоне статистика «Меркура» за показательный период выглядит бледно:

2007

Volkswagen – 82

Mitsubishi – 212

Audi – 2

Сhevrolet Niva – 197

Ford – 71

Всего– 564

 

2008

Volkswagen – 85

Mitsubishi – 203

Ford – 60

Сhevrolet Niva – 85

Всего– 433

 

2009

Volkswagen – 31

Mitsubishi – 97

Сhevrolet Niva – 6

Audi – 4

Ford – 7

Всего– 145

 

2010

Volkswagen – 20

Mitsubishi – 50

Audi – 3

Land Rover – 1

Volvo – 1

Porsche  Cayenne – 1

Всего– 76

 

2011

Volkswagen – 21

Mitsubishi – 56

Audi – 2

Porsche  Cayenne – 1

Suzuki – 17

Всего– 96

 

«КАЗАХИ НЕ ТОРГУЮТСЯ!»

Вопреки мнению Бакытгереева частный дилер Ануар Р. не считает, что частники могут составить конкуренцию официальным салонам. Но судя по всему, это довольно субъективное мнение. Поскольку, по его же словам, принятый в Казахстане Указ “О льготном таможенном оформлении для физических лиц” повлиял даже на ценовую политику других стран, как, например, ОАЭ и Грузии.

– Эмираты с началом действия льготных тарифов на ввоз подняли цены на подержанные машины. Если до этого Camry-35 2005 года выпуска стоила там 5 000 долларов, то после июля 2010 её цена выросла до 7 000. Но по окончании действия льготных тарифов, уже в августе, цены снизились и почти вернулись к прежним. Сейчас они ещё ниже – сказывается традиционное зимнее затишье, поскольку из-за климатических условий, трудностей с перегоном из Актау только единицы решаются на покупку авто в ОАЭ. В конце февраля – в марте, с началом сезона, цены традиционно поднимутся, поскольку потянутся самые лакомые для них покупатели – казахи. Казахов как покупателей арабы почитают особо.Казахи не торгуются, – утверждает Ануар. – Сейчас гонят из Белоруссии, поскольку платить теперь нужно только НДС, растаможки нет, за приобретённые после        1 июля заплатят разницу в растаможке (если машина пригнана на территорию Белоруссии из Германии, например). Из Грузии пригонять теперь уже невыгодно. На втором месте ОАЭ, потом Америка.

Цены сейчас на рынке подержанных авто высокие, но те, кто держал «грузинские» партии, уже вынуждены снижать цены – время идёт, лишний год любой машине только в минус, и они будут дешеветь, поскольку с началом сезона завезут «свежие» машины 09-11 г. в. Авторынок пока забит завезёнными до пресловутого 1 июля машинами 05-08 годов.

– Я буквально вчера был на рынке, сороковки 2007 года, которые накануне нового года держали за 24-25 тысяч долларов, уже потеряли в цене. Теперь за них просят 23-24 тысячи, – говорит Ануар.

 

ИНТЕРНЕТ В ПОМОЩЬ

У каждого казахстанца есть выбор – пойти в салон, договориться с перегонщиком либо пригнать машину самостоятельно. Интернет в помощь. Скажу только, что согласно новым действующим тарифам выгоднее ввозить машины не старше 5 лет, поскольку ставка пошлины на «старушек» больно бьёт по карману. В любом деле главное –рассчитать собственные силы, а точнее финансы. Для настроенных решительно приведу несколько примеров самостоятельной растаможки.

С 1 июля прошлого года таможенное декларирование ввезённых в Казахстан автомобилей производится по ставкам Единого таможенного тарифа (ЕТТ).

До 1 июля льготные ставки таможенных пошлин составляли от 0,35 до 0,6 евро за один кубический сантиметр в зависимости от объёма двигателя.

Как рассчитать стоимость растаможки при ввозе автомашины из-за границы и из-за пределов Таможенного союза? Необходимо учесть следующие статьи расходов:

1. Таможенный сбор на момент растаможки (60 евро);

2. Таможенные пошлины (ставка пошлины, помноженная на объём);

3. Акциз (если объём двигателя свыше 3000 см3) 100 тг/см3 (к примеру, если объём 3500 см3, акциз составит 350 тысяч тенге);

4. Сумма НДС вычисляется так: стоимость приобретения + транспортные расходы по доставке (в районе 1 500 долларов) + таможенный сбор + таможенная пошлина + акциз). 12% от этой суммы и составит налог на добавленную стоимость.

Зульфия БАЙНЕКЕЕВА

12 января 2012, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.