Вопрос по телефону
– Нарушение, причём грубое, законодательства в этой ситуации очевидно, - говорит председатель Общества защиты потребителей Галина ЗЕМЛЯНАЯ. – Авиабилет в этой ситуации – основной документ сделки, произведённой между авиакомпанией и пассажиром. И в случае обращения в суд можно не сомневаться в его исходе – условия второй стороной выполнены не в полной мере и ненадлежаще.
В этом уверен и юрист Нурлан ЖОЛБОЛОВ:
– Такого рода неожиданные для пассажира «поправки» равносильны тому, что вам продадут билет за 20000 тенге, а непосредственно перед вылетом «попросят» доплатить еще 10000 тенге, шантажируя тем, что иначе вас не допустят на борт самолета. Но перевозчик упустил из виду, что договор перевозки пассажира является двухсторонним. Заключая договор (выдав билет), перевозчик, помимо обязательства доставить пассажира в пункт назначения, берёт на себя все другие обязательства, указанные в проездном билете, и в силу закона предоставляет определенные права пассажиру.
В соответствии с главой 34 гражданского законодательства («Перевозка»), по договору перевозчик обязуется доставить пассажира в пункт назначения, а также доставить его багаж и выдать багаж уполномоченному лицу; в свою очередь пассажир обязан заплатить за проезд и за провоз багажа. Такой договор оформляется проездным билетом и багажной квитанцией.
В данном случае, если в вашем билете указано ваше право на бесплатный провоз багажа весом до 25 кг, перевозчик был не вправе, в какой бы то ни было момент после заключения договора (покупки билета) изменять его содержание на свое усмотрение.
В соответствии со ст. 272 Гражданского кодекса обязательство должно исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства. Следующая статья кодекса гласит: односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, если это не предусмотрено законом и договором.
Таким образом, перевозчик, не предоставивший пассажиру место согласно его проездному документу, не доставивший пассажира до пункта назначения, не принявший для перевозки его багаж, не доставивший (несвоевременно доставивший) этот багаж до пункта назначения, отказавшийся от продолжения перевозки, предоставивший иной тип (марку) самолета и во многих других подобных моментах несёт ответственность перед пассажиром, установленную законом, в том числе возмещает все убытки, причинённые указанными действиями и компенсирует моральный вред. Кроме того, не могут быть законными действия перевозчика по одностороннему изменению веса бесплатно перевозимого багажа пассажира, следовательно, оплаченные пассажиром деньги в виде «штрафа за перегруз», подлежат возмещению перевозчиком.
Компания «Атырау Ауе Жолы» своей ответственности за произошедшее не признает, по словам менеджера Марии ЛАПЧЕВОЙ, это была инициатива заказчика, фактически арендовавшего самолет авиаперевозчика:
– Мы лишь предоставляем транспорт по заявке, все условия диктует заказчик.
Самым сложным оказалось выяснить, какую фирму представляет названный Лапчевой заказчик – Михаил Алтуев. При первом общении он отказался её называть без ведома хозяев и попросил времени связаться с руководством, которое базируется за границей. На следующий день номер офиса перешёл в постоянный режим факсовых отправлений, а мобильный номер вдруг сменил хозяина. Но в «Атырау Ауе Жолы» любезно предоставили номер второго телефона. Однако, порядком раздраженный, господин Алтуев от общения отказался наотрез, не воспользовавшись даже правом комментария, а недовольным предложил идти в суд.
23 апреля 2008, 00:00
В Атырау +1