
Многие наверное помнят, что вскоре после январских кровавых событий в СМИ появилась светлая и добрая новость о том, что 52-летняя жительница города Кульсары родила первенца. «АЖ» тоже писал о ней.
Так получилось, что Айгуль БИСЕНБАЕВА вышла замуж в 50 лет нерожавшей, но не теряла надежду иметь ребенка. Чтобы испытать свой шанс, она с согласия своего 63-летнего мужа Ибрагима ШАУКИРОВА решила зачать при помощи ЭКО. Айгуль планировала беременность, часто консультировалась с медиками. В Атырау ее вела гинеколог Гульсара БАСАРОВА. А затем процесс оплодотворения методом ЭКО проходил в столичном перинатальном центре. Она забеременела с первого раза. Кстати, Айгуль прошла процедуру ЭКО за свои деньги, а не бесплатно по квоте в рамках государственной программы «Аңсаған сәби», как писали ранее другие СМИ.
Спустя нескольких дней тоже в январе родила своего первенца еще одна женщина в возрасте – 53-летняя жительница Атырау. Она ждала этого самого счастливого момента в ее жизни 18 лет. С первого раза через ЭКО не получилось, получилось с третьего.
В целом за последние 6 лет в Атырау с помощью экстракорпорального оплодотворения родили первенцев 3 женщины в возрасте за 50 (третья родила три года назад, она готовилась к ЭКО два года). Тогда, кстати, в областном роддоме боялись её принимать и упрекали репродуктологов клиники «Экомед-Атырау» в «неоправданном риске». Но женщина не побоялась, она была решительно настроена рожать именно здесь, в Атырау, а не в столице или Алматы.
КЛИМАКС «ПОМОЛОДЕЛ»
Как рассказала нам медицинский директор клиники «Экомед-Атырау», врач-репродуктолог, акушер-гинеколог Баян ДЮСЕНОВА (на снимке), родить ребенка после 50-ти лет даже при помощи ЭКО – это большая редкость, особенно в нашей неблагоприятной экологической обстановке. По ее словам, к ним в клинику с каждым годом обращается всё больше пациенток, из них половину составляют женщины в возрасте 35-40 лет, примерно 40% – 40-49-летние, но встречаются и совсем молодые. Многие в возрасте после 35 лет обращаются для того, чтобы заморозить свои яйцеклетки. Называется эта процедура криоконсервация яйцеклеток (ооцитов). Это шанс стать матерью здорового ребёнка в позднем репродуктивном возрасте (после 35-40 лет) и даже после наступления климакса, когда шансы зачать ребёнка естественным путём практически равны нулю. Собственная яйцеклетка, замороженная в репродуктивном возрасте, позволит получить беременность методом ЭКО.

Увеличившийся спрос на такую процедуру Дюсенова связывает с наступлением раннего климакса у женщин:
– К сожалению, климакс «помолодел». Если раньше он наступал в 44-58 лет, то сейчас встречается и в 37-38, а то и раньше. Например, у одной моей пациентки климакс начался в 29 лет.
– Страшно себе представить. А от чего так бывает?
– Это особенности организма и гормональный фон. Гормоны у каждого разные. Кто-то спокойно рожает в возрасте глубоко за 40, а кому-то приходится прибегать к ЭКО в 35.
– Сколько стоит заморозка?
– Это вопрос к финансовому менеджеру, но насколько мне известно, в диапазоне 350-500 тысяч тенге. Одну яйцеклетку неперспективно замораживать, нужно несколько.
Мы сначала полностью обследуем пациенток, лечим их заболевания, к примеру, инфекции, воспаления и т. д. На это может уйти три недели. Потом выписываем им витамины, гормоны. После диагностирования и лечения приступаем к заморозке.
– Насколько безопасно хранятся яйцеклетки и как долго?
– У нас в клинике есть операционная часть эмбриологии. Туда даже мы редко заходим. Заходим, если нужна какая-то манипуляция. Есть специальный стандарт по хранению яйцеклеток. И созданы все условия для этого. Там всё находится под строгим наблюдением эмбриологов и биотехнологов. Когда в городе нет электричества, то там всегда есть, потому что бесперебойно работает мощный генератор. Некоторые женщины спрашивают, не «стареют» ли их яйцеклетки. Нет, они всё время остаются такими же, какими были в момент заморозки. Хранить яйцеклетки можно практически бесконечно. К примеру, в Японии родила одна женщина, которая заморозила свою яйцеклетку 30 лет назад.
ДОНОР – НЕ БОЛЕЕ ТРЁХ РАЗ
Баян Дюсенова говорит, что сейчас они предлагают терапевтам и онкологам рекомендовать свои пациенткам заморозить яйцеклетки:
– Потому что при химиотерапии первыми поражаются яичники. Мы хотим, чтобы женщина после лечения от онкологии не утратила возможности родить. Иначе бывает, что к нам приходят женщины за 30, переболевшие онкологией, а добыть здоровую яйцеклетку уже не представляется возможным.
– А каков спрос в Атырау на донорскую сперму? Хватает ли доноров? Как женщины реагируют на то, что биологический отец их ребёнка останется неизвестным?
– Спрос есть, но не очень большой. Мы объясняем приходящим женщинам все нюансы, и после этого, скажем, половина отказывается. Те, кто остается – это, как правило, женщины, которые сами себя полностью обеспечили материально, у них своя квартира, дом, машина, хорошая работа. Они уверены в себе и в том, что сами всё потянут. Конечно, лучше полноценная семья, но бывают ситуации, когда родить ребёнка «для себя» с помощью донорской спермы – единственный выход.
– В принципе не исключается риск, когда дети одного донора могут начать встречаться друг с другом. Земля круглая...
– Боже упаси, конечно, но такой информации у нас нет. К тому же у нас ограничение: мужчина может быть донором не более трёх раз. И конечно, потенциальный донор проходит тщательную проверку. У него не должно быть инфекционных, генетических заболеваний, он не должен состоять на психиатрическом, наркологическом учете, иметь вредные привычки. Вес, рост – все аспекты проверяем. Так что из 10 потенциальных доноров выбираем только одного.
К слову, донор тоже не будет знать, кто его ребенок.
– Какое вознаграждение получает донор?
– Больше 100 тысяч тенге.
– А сколько стоит процедура ЭКО?
– Начинается от 800 тысяч. А вообще призываю женщин не откладывать лечение от бесплодия: если год-полтора не можете забеременеть – надо обращаться к специалистам.
ОГРАНИЧЕНИЙ ПО ВОЗРАСТУ БОЛЬШЕ НЕТ
По словам Б. Дюсеновой, с 2021 года отменено ограничение по возрасту для участия в программе «Аңсаған сәби» – до этого в программу брали женщин не старше 35 лет.
– Это делается в целях демографического роста. Кроме того, увеличено количество квот, и сейчас не надо ждать очереди по 3-4 года, теперь это буквально 2-3 месяца, – говорит репродуктолог. – Чтобы получить квоту по программе «Аңсаған сәби», мужчина и женщина должны быть зарегистрированы в законном браке. Предварительно они должны обследоваться в поликлинике по месту жительства. Если пара не может зачать ребёнка на протяжении полутора-двух лет, то их врач-гинеколог предлагает им программу «Ағсаған сәби». По стране реализацией этой программы занимаются клиники ЭКО в Атырау (мы принимаем пациентов со всего западного региона), Алматы, Шымкенте и Нур-Султане. Кстати, многие спрашивают у нас – как лучше и результативнее, по квоте или за свои деньги делать ЭКО? Считаю этот вопрос в принципе неуместным. Мы ко всем пациентам относимся одинаково и не делим их, мы рады всем пациентам, ставшим родителями!
Как узнал «АЖ», в прошлом году по Атырауской области было выделено 232 квоты (из них через «Экомед» 135), а на этот год – 233. Для сравнения: в 2018 году было 29 квот, в 2019-м – 30, в 2020-м – 37.
На очереди в рамках программы «Аңсаған сәби» в нашем регионе стоят 840 женщин.
Айнур САПАРОВА
В Атырау 0