![](https://f.azh.kz/news/083/624/oil.jpg)
Согласно cтандарту ИПДО (инициатива прозрачности добывающих отраслей) в нашей стране должна раскрываться вся информация о недропользователях. Но Атырауский областной акимат не предоставляет конкретные данные о том, какие социально-инфраструктурные проекты выполняли добывающие компании каждая по отдельности.
В Атырауской области есть три крупных добывающих предприятия, которые ежегодно отчисляют большие суммы в бюджет области. Как заявляют власти, на эти деньги строятся социальные объекты для населения. Речь идет о ТОО «Тенгизшевройл», NCOC и АО «ЭмбаМунайГаз».
Кто и как принимает решения о том, какие именно объекты нужны атыраусцам?
«ЭМБАМУНАЙГАЗ»
Как ответила зампредседателя правления по экономике и финансам АО «ЭмбаМунайГаз» Рысты ТАСМАГАМБЕТОВА, компания отчисляет деньги на социальное и инфраструктурное развитие региона в местный бюджет, после чего средствами распоряжается областной акимат.
«В соответствии с контрактными обязательствами АО “Эмбамунайгаз” ежегодно перечисляет финансовые средства на расчетный счет местного бюджета и отражает их в финансовых отчетах”, – говорит Р. Тасмагамбетова. Вообще у крупных компаний есть два варианта: или разработать и реализовывать социально-инфраструктурные проекты (СИП) или просто делать платежи в местный бюджет. ЭМГ работает по второму варианту.
К примеру, в 2017 году платежи составили 754 млн 761 тыс. тенге, в 2018-м – 1 млрд 866 млн 321 тыс., в 2019-м – 126 млн 481 тыс., в 2020-м – 129 млн 773 тыс., в 2021-м – 416 млн 682 тыс.
ТШО
По словам генерального менеджера по связям с правительством и общественностью ТОО «ТШО» Рзабека АРТЫГАЛИЕВА, «Тенгизшевройл в рамках социальной ответственности реализует добровольные программы: социально-инфраструктурная программа “Игилик” и добровольная Программа социальных инвестиций (ПСИ).
Программа “Игилик” была начата в 1999 году после полного завершения обязательств ТШО по социальным проектам перед Республикой Казахстан через программу ”Бонус Фонд Атырау”. К слову, в рамках программы развития социальной инфраструктуры “Игілік”, принятой на добровольной основе ТОО “ТШО”, в области ведется определенная работа с 2000 года».
![](https://f.azh.kz/news/083/624/11.jpeg)
Кроме того, «АЖ» попросил перечислить социальные проекты ТШО в нашем регионе, реализованные в 2019, 2020 и 2021 годах, с указанием их стоимости. В ответ нам прислали только общие данные: ежегодный бюджет программы «Игилик» с 2017 по 2020 составлял 25 млн долларов. В 2021-м, с учетом ситуации с COVID-19, бюджет программы был временно увеличен до 30 млн долларов. Кроме этого, Артыгалиев отметил, что ТШО выполнил все свои лицензионные и контрактные обязательства по инвестированию в социальные проекты.
ТШО действительно направляет большие средства, к примеру, на строительство в нашем регионе больниц, школ, детсадов и т. п. А вот флагшток, на строительство которого ТШО выделило 2,5 млрд тенге, как-то не очень вписывается в «социальную» тему. Видимо, недропользователя очень «попросили». Такие же флагштоки были построены и во всех других областных центрах. Это происходило уже на излёте «эпохи Елбасы», про конец (или не совсем?) которой мы уже знаем. К тому же это никому не нужное сооружение возводилось в Атырау с большим отставанием от графика и неприятными «приключениями».
NCOC
В пресс-службе сообщили, что в рамках СРП по Северному Каспию компания NCOC, начиная с 1998 года, ежегодно выделяет средства на реализацию проектов инфраструктуры и социального назначения. Информация по выполненным проектам доступна на сайте компании. В 2021 году этот бюджет составил 67 млн долларов. Расклада по объектам в NCOC опять же не дали. Поэтому часть более конкретной информации мы взяли из своих же публикаций.
Так, в 2020-м году на средства ТШО велось строительство больницы на 75 коек в городе Кульсары (7,2 млрд тенге), модульной больницы на 200 коек в том же Кульсары (5,9 млрд), детских садов по 280 мест в Водниково (1,3 млрд), Ракуше (1,3 млрд) и в посёлке Доссор (1,276 млрд). На деньги NCOC в этот период возводились пристройка к зданию областного кардиологического центра и модульная больница на 200 коек на Чёрной речке (7,6 млрд).
ОТЧЁТЫ – ТОЛЬКО НА БУМАГЕ
Следующий запрос «АЖ» был в акимат Атырауской области. Вначале его просто проигнорировали, и нам пришлось обратиться по этому поводу в управление Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры. Только после этого пришёл ответ из областного управления строительства: «В 2017 году на социально-экономическое развитие региона и на его инфраструктуру в местный бюджет от недропользователей перечислен 1 млрд 551 млн тенге, в 2018-м – 2 млрд 946 млн тенге, в 2019-м – 1 млрд 109,8 млн тенге, в 2020-м – 1 млрд 156,9 млн тенге, в 2021-м – 1 млрд 907,6 млн тенге». Между тем мы просили предоставить отдельную информацию по каждому недропользователю, однако получили только общие цифры.
![](https://f.azh.kz/news/083/624/whatsapp_image_2022-03-11_at_17.36.47.jpeg)
Как принимаются решения по использованию этих денег на те или иные цели? Из ответа за подписью и. о. руководителя областного управления строительства Зейноллы МАНЕНОВА: «Акимат предоставляет перечень объектов, необходимых в социальной и инфраструктурной сфере, который составляется совместно с отраслевыми управлениями (образование, спорт, энергетика, здравоохранение, культура и т. д.). Главным критерием является значимость объекта для населения. Руководство компании и областного акимата утверждают официальными письмами согласие на реализацию отобранных проектов. Компании получают от областного акимата утвержденную ПСД по выбранным проектам и проводят тендерные процедуры, затем оформляют контракт с победителем тендера».
Однако без ответа остались следующие вопросы: каким образом учитывается мнение и потребности местного населения, и проводится ли общественное обсуждение предполагаемых затрат? Участвуют ли в обсуждении маслихат, Общественный совет Атырауской области, НПО? Кто определяет сумму затрат на строительство и/или ремонт конкретного объекта инфраструктуры – акимат или компания самостоятельно? Публикуется ли отчет об использовании данных средств?
Из ответа З. Маненова следует, что акимы на ежегодных встречах с населением отчитываются о планируемых, реализующихся и завершенных проектах, и этого достаточно. Но на самом деле этого недостаточно. Нужны полная прозрачность, реальное обсуждение с общественностью дорогостоящих проектов, иначе так и будем барахтаться в хищениях и коррупции.
Айнур САПАРОВА
Инфографика Еламана НУХИНА