Согласно cтандарту ИПДО (инициатива прозрачности добывающих отраслей) в нашей стране должна раскрываться вся информация о недропользователях. Но Атырауский областной акимат не предоставляет конкретные данные о том, какие социально-инфраструктурные проекты выполняли добывающие компании каждая по отдельности.
В Атырауской области есть три крупных добывающих предприятия, которые ежегодно отчисляют большие суммы в бюджет области. Как заявляют власти, на эти деньги строятся социальные объекты для населения. Речь идет о ТОО «Тенгизшевройл», NCOC и АО «ЭмбаМунайГаз».
Кто и как принимает решения о том, какие именно объекты нужны атыраусцам?
«ЭМБАМУНАЙГАЗ»
Как ответила зампредседателя правления по экономике и финансам АО «ЭмбаМунайГаз» Рысты ТАСМАГАМБЕТОВА, компания отчисляет деньги на социальное и инфраструктурное развитие региона в местный бюджет, после чего средствами распоряжается областной акимат.
«В соответствии с контрактными обязательствами АО “Эмбамунайгаз” ежегодно перечисляет финансовые средства на расчетный счет местного бюджета и отражает их в финансовых отчетах”, – говорит Р. Тасмагамбетова. Вообще у крупных компаний есть два варианта: или разработать и реализовывать социально-инфраструктурные проекты (СИП) или просто делать платежи в местный бюджет. ЭМГ работает по второму варианту.
К примеру, в 2017 году платежи составили 754 млн 761 тыс. тенге, в 2018-м – 1 млрд 866 млн 321 тыс., в 2019-м – 126 млн 481 тыс., в 2020-м – 129 млн 773 тыс., в 2021-м – 416 млн 682 тыс.
ТШО
По словам генерального менеджера по связям с правительством и общественностью ТОО «ТШО» Рзабека АРТЫГАЛИЕВА, «Тенгизшевройл в рамках социальной ответственности реализует добровольные программы: социально-инфраструктурная программа “Игилик” и добровольная Программа социальных инвестиций (ПСИ).
Программа “Игилик” была начата в 1999 году после полного завершения обязательств ТШО по социальным проектам перед Республикой Казахстан через программу ”Бонус Фонд Атырау”. К слову, в рамках программы развития социальной инфраструктуры “Игілік”, принятой на добровольной основе ТОО “ТШО”, в области ведется определенная работа с 2000 года».
Кроме того, «АЖ» попросил перечислить социальные проекты ТШО в нашем регионе, реализованные в 2019, 2020 и 2021 годах, с указанием их стоимости. В ответ нам прислали только общие данные: ежегодный бюджет программы «Игилик» с 2017 по 2020 составлял 25 млн долларов. В 2021-м, с учетом ситуации с COVID-19, бюджет программы был временно увеличен до 30 млн долларов. Кроме этого, Артыгалиев отметил, что ТШО выполнил все свои лицензионные и контрактные обязательства по инвестированию в социальные проекты.
ТШО действительно направляет большие средства, к примеру, на строительство в нашем регионе больниц, школ, детсадов и т. п. А вот флагшток, на строительство которого ТШО выделило 2,5 млрд тенге, как-то не очень вписывается в «социальную» тему. Видимо, недропользователя очень «попросили». Такие же флагштоки были построены и во всех других областных центрах. Это происходило уже на излёте «эпохи Елбасы», про конец (или не совсем?) которой мы уже знаем. К тому же это никому не нужное сооружение возводилось в Атырау с большим отставанием от графика и неприятными «приключениями».
NCOC
В пресс-службе сообщили, что в рамках СРП по Северному Каспию компания NCOC, начиная с 1998 года, ежегодно выделяет средства на реализацию проектов инфраструктуры и социального назначения. Информация по выполненным проектам доступна на сайте компании. В 2021 году этот бюджет составил 67 млн долларов. Расклада по объектам в NCOC опять же не дали. Поэтому часть более конкретной информации мы взяли из своих же публикаций.
Так, в 2020-м году на средства ТШО велось строительство больницы на 75 коек в городе Кульсары (7,2 млрд тенге), модульной больницы на 200 коек в том же Кульсары (5,9 млрд), детских садов по 280 мест в Водниково (1,3 млрд), Ракуше (1,3 млрд) и в посёлке Доссор (1,276 млрд). На деньги NCOC в этот период возводились пристройка к зданию областного кардиологического центра и модульная больница на 200 коек на Чёрной речке (7,6 млрд).
ОТЧЁТЫ – ТОЛЬКО НА БУМАГЕ
Следующий запрос «АЖ» был в акимат Атырауской области. Вначале его просто проигнорировали, и нам пришлось обратиться по этому поводу в управление Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры. Только после этого пришёл ответ из областного управления строительства: «В 2017 году на социально-экономическое развитие региона и на его инфраструктуру в местный бюджет от недропользователей перечислен 1 млрд 551 млн тенге, в 2018-м – 2 млрд 946 млн тенге, в 2019-м – 1 млрд 109,8 млн тенге, в 2020-м – 1 млрд 156,9 млн тенге, в 2021-м – 1 млрд 907,6 млн тенге». Между тем мы просили предоставить отдельную информацию по каждому недропользователю, однако получили только общие цифры.
Как принимаются решения по использованию этих денег на те или иные цели? Из ответа за подписью и. о. руководителя областного управления строительства Зейноллы МАНЕНОВА: «Акимат предоставляет перечень объектов, необходимых в социальной и инфраструктурной сфере, который составляется совместно с отраслевыми управлениями (образование, спорт, энергетика, здравоохранение, культура и т. д.). Главным критерием является значимость объекта для населения. Руководство компании и областного акимата утверждают официальными письмами согласие на реализацию отобранных проектов. Компании получают от областного акимата утвержденную ПСД по выбранным проектам и проводят тендерные процедуры, затем оформляют контракт с победителем тендера».
Однако без ответа остались следующие вопросы: каким образом учитывается мнение и потребности местного населения, и проводится ли общественное обсуждение предполагаемых затрат? Участвуют ли в обсуждении маслихат, Общественный совет Атырауской области, НПО? Кто определяет сумму затрат на строительство и/или ремонт конкретного объекта инфраструктуры – акимат или компания самостоятельно? Публикуется ли отчет об использовании данных средств?
Из ответа З. Маненова следует, что акимы на ежегодных встречах с населением отчитываются о планируемых, реализующихся и завершенных проектах, и этого достаточно. Но на самом деле этого недостаточно. Нужны полная прозрачность, реальное обсуждение с общественностью дорогостоящих проектов, иначе так и будем барахтаться в хищениях и коррупции.
Айнур САПАРОВА
Инфографика Еламана НУХИНА