
Айнур КУСАИНОВА почти тридцать лет работает проводницей в поезде «Атырау – Алматы» и за эти годы повидала многое, даже принимала роды. В женский праздник мы поговорили с ней о работе и о жизни.
Айнур Кусаинова родилась и выросла в селе Миялы Кызылкогинского района. В 29 лет начала работать проводницей и до сих пор в этой профессии.
– Почему Вы выбрали именно эту профессию?
– После окончания школы в Миялы училась на товароведа в Актюбинском техникуме. Потом работала в Миялы продавщицей магазина. А в 90-е приехала в Атырау и устроилась проводницей. Мне казалось, есть в этом что-то романтическое. Всё время в пути… До сих пор люблю свою работу.

– Какие качества нужны, чтобы работать проводником? Каковы ваши обязанности?
– Так как наша работа, считай, полувоенная, мы должны быть готовы к поездке в любое время. Иногда в связи с увеличением пассажиропотока добавляются дополнительные вагоны, и нас могут вызвать на работу в любой момент. Мы должны быть доброжелательными к пассажирам, держать вагон в чистоте и тепле, а чай у нас всегда должен быть горячий. Чтобы разогреть вагон, сами топим печь.
– Сколько дней в месяц вы проводите в пути, сколько дней отдыхаете?
– В Алматы ездим 2-3 раза в месяц. Например, моя следующая поездка намечена на 9 марта. Отправление со станции Атырау в 22:50 (53 часа 45 минут в пути), на станцию Алматы-2 прибудем 12 марта в 5:30.
В этот же день в 13:30 отправляемся обратно, в Атырау прибываем 14 марта. Отдыхаем один день и на следующий опять отправляемся в Алматы. После двух, иногда трёх таких поездок отдыхаем пять дней.
– Какие вспоминаются случаи в пути?
– Раньше на станциях, где остановка длилась 20-30 минут, бывало, что пассажиры опаздывали вернуться на поезд. Сейчас в целях безопасности мы предупреждаем пассажиров за 5 минут до отправления поезда и закрываем двери. Опоздавшие пассажиры могут догнать состав на такси.
Я неоднократно помогала беременным женщинам, у которых случались схватки прямо в вагоне. У одной даже сама принимала роды. Никогда не забуду этот случай. Это была молодая мама из Атырау, которая не могла забеременеть 7 лет. Она ехала в столицу рожать первенца по квоте. В какой-то момент она сказала, что у неё начались схватки. В поисках медика я прошла через весь состав и нашла. Других пассажиров попросили из купе, и я помогала врачу принимать роды. На свет появился здоровый мальчик! Через несколько часов после родов поезд остановился на станции, и оттуда её с мужем и ребенком передали медикам «скорой помощи».
Помогать пассажирам – это наша прямая обязанность, поэтому я никому не рассказывала об этом случае. Но через неделю наш руководитель пригласил меня и вручил награду КТЖ. Оказывается, муж той женщины рассказал обо мне и поблагодарил нашего руководителя.

– Как изменилась работа проводника по сравнению с 90-ми?
– Те вагоны не сравнить с нынешними. Сейчас во всех вагонах предусмотрены кондиционеры, микроволновка, управляемая пультом система отопления и даже диспенсер питьевой воды. Всё работает с кнопки. А раньше мы разжигали огонь и несколько часов разогревали вагон перед посадкой пассажиров.
– А вам предоставляют гостиницу в пункте назначения?
– Поездом 041/42 мы возвращаемся обратно без ночлега. До этого, по другому расписанию, когда туда приезжали утром и обратно выходили в путь на следующий день, ночевали прямо в своём вагоне. Нам не платят, когда колёса поезда не крутятся. Еду тоже сами покупаем.
– Какие для проводников предусмотрены льготы?
– Раз в три года выделяется путёвка в санаторий. Кроме того, сами мы можем бесплатно путешествовать на поезде в любой город Казахстана. То есть если мы сдадим свои билеты бухгалтеру, она полностью компенсирует сумму. По медстраховке мы можем получить бесплатную медицинскую помощь.

– У вас есть свой постоянный вагон?
– Я регулярно езжу в 11-м вагоне. Так как путь долгий, проводников двое. Например, если я работаю с 8 утра до 11 вечера, то мой напарник – с 11 вечера до утра.
– Расскажите о своей семье.
– У нас с мужем дети-близнецы – сын и дочка. Муж тоже железнодорожник, из Алматы. Мы познакомились в одной из поездок на работе. Позже он получил производственную травму и вышел на инвалидность. Наша дочь замужем, а сын, пойдя по стопам родителей, выбрал профессию железнодорожника и проработал около 3 лет. Потом переключился на частный бизнес.
Конечно, замужней женщине нелегко уезжать на такие большие расстояния. Особенно трудно было, когда дети были маленькими. Мама помогала мне заботиться о них.

– Могут ли пассажиры просить у проводников шашки и шахматы при длительных поездках? В последнее время проводники отвечают, что их нет.
– Да, сейчас проводникам шахматы не выдают. Пассажиры могут попросить у проводника лекарственные средства, необходимые для оказания первой медицинской помощи. Например, если вы отравились чем-то и т. д., можете попросить у дежурного проводника лекарства. А также в каждом вагоне всегда в наличии имеются чашки, ложки, чайники и тарелки.
– Что посоветуете тем, кто захочет стать проводником?
– Ваш возраст должен быть старше 18 лет. Лучше иметь образование в этой сфере, разбираться в железнодорожной системе. Затем нужно будет пройти различные экзамены по технике безопасности, противопожарной безопасности. Кроме этого, вы должны любить свою работу и уметь работать в контакте с людьми. Ну и конечно, надо любить свою профессию.
Нурбейбит НУГМАНОВ
Фото из архива А. Кусаиновой
В Атырау -2