Агентство по финансовому мониторингу (АФМ) заявило о невозможности проанализировать валютные интервенции Национального банка Казахстана, передает КазТАГ.
«Учитывая то, что Национальный банк Республики Казахстан не является субъектом финансового мониторинга, агентство не имеет возможности проводить анализ информации о валютных интервенциях, в рамках которой осуществляется продажа и покупка валюты», - сообщил председатель АФМ Жанат Элиманов, отвечая на запрос депутата мажилиса Аманжана Жамалова.
Ранее парламентарий просил агентство по финмониторингу проанализировать информацию о валютных интервенциях за последние три месяца, включая продажу и покупку валюты.
«Основным экономическим инструментом Нацбанка по инфляционному таргетированию является регулирование учетной ставки Нацбанка и курса тенге через валютные интервенции (продажа или покупка). В целом в ноябре и декабре 2021 года объем валютных торгов составил $3,6 млрд и $4,2 млрд. С 12 по 31 января 2022 года – $2,5 млрд. В сумме – $10 млрд за последние три месяца. Это огромный объем валютных торгов за всю историю Казахстана», - заявил депутат.
Львиная доля этих торгов, по его словам, была проведена с участием Национального банка.
«Так, для удержания курса тенге только за 12 и 13 января 2022 года объем валютных интервенций Нацбанка составил $240 млн. А это около 50% от всего объема торгов. Валютные интервенции также проводились Нацбанком в ноябре и декабре 2021 года – сальдо по ним составило почти $500 млн. Данные об валютных интервенциях за январь 2022 года до пор сих не опубликованы. Но даже эти цифры поражают своей масштабностью. По объему они сопоставимы с затратами на министерство здравоохранения или образования. В чьих интересах были проведены интервенции и потрачены резервы? Это было сделано не для проведения импортных сделок, а для того, чтобы удовлетворить спекуляционный спрос. Проще говоря, кто имел деньги, купил доллары за счет Национального банка по «хорошему курсу». И, скорее всего, эти деньги были выведены за рубеж», - заявил Жамалов.