18 февраля известная правозащитница Айман УМАРОВА побывала в Атырау по просьбам родственников арестованных после январских событий в качестве руководителя общественной комиссии «Ақиқат». Она встретилась с местными прокурорами, после чего поделилась своим мнением на своей странице в соцсети.
По ее словам, родственники жалуются на игнорирование их заявлений об изменении меры пресечения для взятых под стражу, притом что у многих плохое состояние здоровья и имеются несовершеннолетние дети. И очень важный момент: по мнению родственников, прокуратура не предпринимает никаких мер по заявлениям о пытках в спортзале «Динамо».
– До того как прилететь в Атырау, мы позвонили в областную прокуратуру. Прокурор области Халидулла Дауешов по утвержденному графику принимает граждан каждый вторник, но нас вместе со спецпрокурором принял вне очереди. Мы дали им свой список арестованных по статье 380 УК РК («Применение насилия в отношении представителя власти»), предусматривающей очень серьёзные санкции. А до этого мы встретились с местными жителями, которые обратились к нам с жалобой на игнорирование их заявлений в прокуратуре. Мы записали их вопросы и пошли в прокуратуру. Там нам сказали, что рассмотрят вопрос об изменении меры пресечения, проверят, нужно подождать. Здесь нужно отметить, что задача нашей комиссии – не заниматься изменением меры пресечения, а исследовать хронологию январских событий и их причины. Но так как нарушаются права граждан, мы не можем закрыть на это глаза, поэтому по мере возможности помогаем.
К ней обратились и матери, которые пришли в «АЖ» с жалобой о применении силы в отношении сыновей и с требованием справедливого расследования и освобождения задержанных под домашний арест или под залог. Например, это мать Медета НАРЫШОВА, раненного пулей в запястье 5 января возле акимата Атырауской области, мать Имангали ШАМУРАТОВА, а также жена Думана КЕНЖЕБАЯ. По мнению Умаровой, Медета Нарышова, которого обвиняют по ч. 2 ст.272 УК РК («Участие в массовых беспорядках, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества») можно отпустить под домашний арест, тем более, как указывает мать, рана в запястье начала гноиться.
Правозащитница упомянула также Думана Кенжебая, у которого трое маленьких детей. Следующий в списке, кого просят выпустить под домашний арест – Дамир САНСЫЗБАЕВ. По ее словам, родственники говорят, что у него взяли показания после применения силы. А Азамат ИБРАИМОВ ранее болел туберкулезом, имеет двоих несовершеннолетних детей. Про Рината АБИШЕВА родственники заявляют, что его пытали, прыгали на голову, и эти побои очевидны.
– Говорят, он нашел оружие и сам принес в полицию. Я думаю, всех перечисленных мною можно выпустить под домашний арест, – говорит Айман Умарова.
Следующий в ее списке – Сагат ЖОЛДАСОВ. Мы о нем тоже писали. Его обвиняют по той же части 2 статьи 272, и по его заявлению о пытках зарегистрировано уголовное дело по ч. 2 ст. 146 УК РК («Пытки, совершённые группой лиц»). Родственники Жолдасова говорят с его слов, что его били в пах, и сейчас он не может нормально мочиться. Жолдасова защищает адвокат Рысты КАЛИЕВА, тоже член комиссии «Акикат».
Вот ещё фамилии из списка Умаровой.
Муса ЕСЕНГЕРЕЕВ обвиняется по ч. 2. ст. 272 и ч. 3 ст. 330 УК РК, имеет 8-летнюю дочь и 82-летнюю мать, в семье единственный кормилец.
Есенжан ГИНАЯТОВ – по ч. 2. ст. 272 и ч. 3 ст. 380 УК РК, имеет двоих несовершеннолетних детей, у отца сахарный диабет, тоже единственный кормилец.
Ерканат ЕСЖАНОВ – ч. 2. ст. 272 и ч. 3 ст. 380 УК РК, имеет четверых несовершеннолетних детей и с ним живет младшая несовершеннолетняя сестра, испытывают финансовые трудности.
Еркебулан БАЛТАБАЕВ – ч. 2. ст. 272 и ч. 3 ст. 380 УК РК, имеет четверых несовершеннолетних детей, также по его заявлению о пытках возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 146 УК РК.
Бисен ТЛЕУГАЛИЕВ – ч. 2. ст. 272, имеет троих несовершеннолетних детей, единственный кормилец. По словам адвоката, жена говорит, что они не могут платить за комуслуги и нет денег на еду. «Можно же его выпустить домой под арест», – считает адвокат.
Мурат ЖАНГАЛИЕВ – ч. 2. ст. 272 и ч. 3 ст. 380 УК РК, имеет троих несовершеннолетних детей.
Манас ОЛЖАГАЛИЕВ – ч. 2. ст. 272 и ч. 3 ст. 380 УК РК.
– У многих есть результаты экспертиз в качестве доказательства пыток. Конечно, прокуратура должна проверить, потому что я не верю, что по 380-й имеются все составы преступления. Никто не говорит, что они белые-пушистые, может и не такие, это решит суд. Но пока не вижу необходимости держать этих людей в тюрьме, – говорит А. Умарова.
Айнур САПАРОВА