Сегодня, 19 декабря в 10 часов утра в Атырау у здания центрального отделения «Казпочты» (Абая, 6) собралось несколько человек, чтобы поставить свои подписи под обращением председателя НПО «Арлан» Макса БОКАЕВА к Генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну, председателю ОБСЕ А. Аджубалису и Президенту РК Н. Назарбаеву по поводу трагических событий в Жанаозене.
О своем намерении отправить письменное обращение именно через центральное отделение Казпочты М. Бокаев проинформировал накануне вечером 18 декабря через интернет-рассылки.
«Я считаю, что после убийства 16 человек сидеть и молчать просто невозможно. Ещё неделю назад можно было предотвратить кровопролитие. В конце концов, бастующие нефтяники не просили достать Луну с неба, можно было бы, если и не на 100, то на 80-90 процентов выполнить их требования.
Гибель 16 людей не может быть делом одного человека или города, это большая беда для всего Казахстана. Даже в злосчастном 86-м Колбин не давал приказа стрелять в людей, тогда использовали водометы, были, конечно, раненые, но даже тогда на площади никто не стрелял. Меня это сильно возмутило».
В своём обращении Макс Бокаев предлагает: 1) Полностью выполнить требования мангыстауских нефтяников, поставленные 7 месяцев назад; 2) Обеспечить открытый доступ в Жанаозен для всех казахстанских и зарубежных СМИ. Обеспечить полноценную работу интернета и других телекоммуникационных сетей в Жанаозене; 3) Создать международную комиссию для расследования и всесторонней оценки событий в городе Жанаозен и поселке Шетпе. Включить в состав данной комиссии представителей нефтяников Жанаозена и людей, выбранных ими; 4) В память убитых людей объявить дни траура.
«Я не питаю больших иллюзий, – говорит известный в городе общественник по поводу реакции президента на своё обращение. – Мои сограждане, наверное, тысячу таких писем отправили, но есть соответствующий закон, и президент должен подчиняться ему и отвечать на письма сограждан».
Поддержать своего коллегу пришли несколько представителей общественных объединений, которые поставили свои подписи под обращением. Из обычных граждан пришли только двое: Ермек, который представился предпринимателем и не пожелал называть свою фамилию, а также Жасулан МУСАБЕКОВ, строитель, директор ИП. «Я видел, как всё происходило в 86-м в Алматы, мне тогда было 15 лет, моя школа была недалеко от площади, – говорит он. Я видел, как там страдали люди, мне бы очень не хотелось повторения этого. Но о том, что произошло в Жанаозене и Шетпе, нельзя молчать. Мне непонятно равнодушие людей, может, они рассуждают по этому поводу на кухне, но то, что не говорят вслух, это позор. В Атырау народ такой инертный, вся проблема в этом, может быть, ещё холод помешал. Но надо что-то решать... Народ просто боится, плюс ко всему пофигизм. Ведь дети растут, у меня у самого трое детей, всё равно всё это в истории останется, они вырастут и будут спрашивать, что ты, папа, тогда сделал? Что мы тогда им ответим?».
В понедельник утром термометр у центрального моста показывал минус 14. Из-за сильного ветра простоять спокойно на улице хотя бы 15 минут было невозможно. К сожалению, зайти и погреться в центральное отделение Казпочты нам так и не удалось, двери телеграфа были наглухо закрыты.
«В их графике написано, что у них 6-дневная рабочая неделя, – говорит М. Бокаев. – В субботу они работают с 8 до 15 часов. Пусть даже если они в субботу отдыхали, но сегодня в любом случае они должны были работать».
Во время сбора подписей по своим личным делам к центральному отделению Казпочты подходили обычные люди и с удивлением отмечали, что почта закрыта.
«Я ещё не выяснял, работают ли другие отделения Казпочты, если нет, отправлю частной почтовой службой», – сказал Бокаев.
В целом мероприятие прошло спокойно, но не без участия сотрудников прокуратуры.
«Я пришёл чуть раньше 10-ти, ко мне подошёл прокурор Едильбаев и вручил разъяснение Закона о порядке организации и проведения мирных собраний, – говорит Бокаев. – И в этом разъяснении было написано, что я якобы призывал на сбор перед центральным отделением Казпочты в знак траура в память о погибших. Но если в прокуратуре умеют читать, я никого не призывал собираться для публичной акции. В интернет-рассылке я просто предложил тем, кто хочет поставить свои подписи под обращением, подойти к центральному отделению Казпочты. А в знак траура в пятницу (как раз будет 7 дней) предложил прикрепить к своей одежде или к машинам чёрные ленты и таким образом объявить траур по погибшим».
Председатель правозащитного общественного объединения «Демос» Тогжан КИЗАТОВА пришла к центральному отделению Казпочты, чтобы поставить свою подпись: «Есть такое дело «Маккен против Англии», которое было рассмотрено Комитетом ООН, – говорит она. – Там описывались действия агентов государства, расстрелявших членов Ирландской республиканской армии в центре города. Ирландцы тогда везли бомбу. Но Комитет ООН пришел к выводу, что государство неправомерно применило огнестрельное оружие, т. к. правоохранительные органы сами не приняли никаких действий своевременно, когда стало известно, что эти люди везли взрывное устройство. Нельзя производить расстрелы гражданского населения, даже если там были и террористы, потому что у агентов государства (в нашем случае – полиции, КНБ) были возможности предотвратить такие ситуации. В данном случае нефтяники бастуют 7 месяцев. 14 декабря они письменно просят не устраивать празднества на площади, но, несмотря на это, власть провоцирует их, в YouTube видно, что то, что было в городе (поджёг здания акимата), к этому рабочие не имеют отношения, даже президент сказал об этом. Также по видео четко слышно, как простые женщины, собирая гильзы от боевых патронов на площади, спрашивают: «Неге темiр окпен атасындар?». Люди, не зная о существовании Конвенции о применении огнестрельного оружия («Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка»), интуитивно догадываются, что огнестрельное оружие можно применять только в крайнем случае. Не объявив военное положение, нельзя стрелять по толпе, в которой находятся и мирные граждане, нельзя допускать, чтобы умирал подросток, тем более, что Казахстан сам подписал эту Конвенцию».
Сауле ТАСБУЛАТОВА
Фото В. Истомина, Видео С.Тойкен