В Ульяновске, кроме противоречивых воспоминаний о себе, Геннадий Колбин оставил внебрачную дочь, которая успешно занимается бизнесом и знает кто ее отец…
В судьбе этого человека плотно переплелось "черное" и "белое". Дисциплинированный служака партии, заботливый муж, любящий отец, и в тоже время совершенно одинокий несчастный и недолюбленный мужчина. Он мечтал умереть в своей кровати в окружении близких людей, а умер в вагоне московского метро. Труп Геннадия Колбина был опознан родными только спустя пять дней. Его никто не искал, установили его личность по чистой случайности работники милиции. В Ульяновске, кроме противоречивых воспоминаний о себе, Геннадий Колбин оставил внебрачную дочь, которая успешно занимается бизнесом и знает кто ее отец.
ЧЕЛОВЕК "ОТЛИЧНИК"
Колбин был назначен первым секретарем Ульяновского обкома в 1983 году. Его предшественником был тихий и незаметный Кузнецов. Ближайшему окружению он запомнился лишь тем, что любил армянский коньяк, рыбную ловлю и одеколон "Шипр".
Колбин был руководителем иного формата, до работы в Ульяновске он 9 лет работал вторым секретарем ЦК Грузии, что, без сомнения, сказалось не только на его характере, но и подходе к работе, а так же дизайнерских предпочтениях.
Корреспонденту "73 Online" удалось найти его секретаршу, Валентину Николаевну. Она согласилась поговорить о бывшем шефе, без упоминания своей фамилии. "Мне уже много лет, и не хотелось бы выглядеть в глазах своих знакомых сплетницей. – Так начала свой рассказ о Геннадии Васильевиче его ближайшая помощница. – Я с первого и до последнего дня работала с Колбиным, но никогда не смогу забыть свои первые впечатления от знакомства с ним. Он был некрасивый, одутловатый мужчина, ходил как то всегда немного "боком", у него потели ладони, и он этого ужасно стеснялся. Но подход к работе у него очень отличался от его предшественника, с которым я тоже проработала несколько лет. Это был человек – "отличник", он все хотел довести до совершенства, требовал и от себя и от других полностью "отдаваться работе". А среди советских руководителей это было редкостью, они привыкли трудиться только "рабочий день" и уходить с работы в 7 вечера. Колбин же сидел до упора. Но вот иной раз помню, работает, смотрит бумаги, подчиненных вызывает, а потом вдруг раз, и как будто штопор нашел, сидит и смотрит в одну точку. Я даже пугалась первое время".
Работать Геннадий Колбин действительно любил. Ему удалось буквально разворошить жизнь Ульяновска, как улей. Встав у руля, он поменял почти все руководство области, из 26 секретарей районов оставил на местах только пятерых. Он сам объезжал магазины, пытаясь решить больной вопрос горожан – дефицит и очереди. Объявил войну привилегиям. Начальники его стали бояться. Народ зауважал и тут же сложил анекдот. "В парикмахерских мастера придумали новый способ стрижки. Садится начальник в кресло, а ему говорят: "Колбин!". У бедного волосы встают дыбом – и стрижется легко!".
Хотя, были, конечно, и досадные минусы. Геннадию Колбину ульяновцы до сих пор не могут простить уничтоженную по его приказу чугунную ограду скверов на улице Гончарова. А он просто хотел, чтобы деревья были открыты, как в его любимом Тбилиси. Хотел было разобрать ограду Карамзинского сквера, но его сумели убедить, что исторические памятники не стоит трогать.
ЗАКРУЧИВАЛ ГАЙКИ
Геннадий Васильевич резко взялся за отрезвление народа. Сам не пил и превратил Ульяновскую область в самую непьющую в стране. По крайней мере, гайки у нас закручивались покруче, чем в других регионах. На одном из заседаний он призывал уменьшить продажу дешевых вин с таким прицелом, что народ перейдет на коньяк. А коньяк в подворотне пить не будут, увещевал Колбин с трибуны. Кто-то несмело ему возразил: "Уже пьют".
Колбин требовал с подчиненных аскетизма, боролся с привилегиями, коррупцией. Валентина Николаевна вспоминает: "Иногда мне было его даже по-женски жаль. С утра до вечера только курил, работал, да кофе пил. И если уж быть до конца откровенной, какой-то неухоженный был... Манжеты рубашки в "мохрушках", воротник рубашки вечно грязный. А однажды, я зашла без стука к нему в кабинет, и смотрю, он ноги эластичными бинтами перебинтовывает, а бинты то грязные! Я, говорю: "Давайте помогу, а он засмущался, давай штанины одергивать. Потом признался: тромбофлебит у него, может умереть в любой момент. И какая разница, мол, где это случится, дома или на работе. Я не знала, что и сказать. А уж потом узнала, что жена у него "выпивает". Тогда же это скандал мог быть! Он и скрывал, и мучился, да и орал на подчиненных мне кажется нередко от того, что дома неважно было".
Азат Курчаков, который во времена Колбина возглавлял областное сельхозуправления вспоминает: "Колбин, конечно, был не нашего, как это принято сейчас говорить, формата. Он был человеком будущего. Рассчитывал, просчитывал, но в личном плане был несчастливым человеком, хотя свою дочь Маринку и внука обожал. Вроде был по жизни "аскетом". Однако в отношении семьи давал поблажки. Устроил свою дочь работать на кафедру русского языка пединститута, просил помочь защитить диссертацию. А обкомовскую дачу, которая предназначалась для двух хозяев, заставил перестроить и поселил туда свою семью. Первому секретарю не понравилось, что бассейн на даче облицован обычной керамической плиткой – вскоре он блистал мрамором. Для его внука был построен деревянный теремок".
ДОЛИНУ НЕ ПОНЯЛ И УВОЛИЛ
Одной из жительниц Ульяновска, напрямую пострадавшей от Колбина, стала будущая народная артистка России Лариса ДОЛИНА. Шел праздничный концерт, посвященный 7 ноября. На него собралась вся партийная элита, в том числе и первый секретарь обкома. Одним из номеров было выступление артистки филармонии Ларисы Долиной. Исполнив первую песню, Долина сбросила накидку, обнажив более чем откровенное декольте. Партноменклатура ахнула. На следующий рабочий день собрали заседание горкома, на котором выяснили фамилию беспардонной певички, и обязали филармонию ее уволить.
Однако, в обычной жизни Колбин был достаточно демократичен. Рассказывают байку "Ленин в октябре. Колбин в октябре". На октябрьскую демонстрацию секретарь обкома пошел без пропуска. У трибуны его остановил молодой милиционер: "Предъявите ваш пропуск". Колбин хмыкнул, спокойно повернулся и пошел за документом в здание обкома.
Колбина вспоминают как человека государственного мышления, союзного размаха, руководителя нового типа, публичного политика. Он оживил культуру и промышленность города. К его заслугам относят появление филиала МГУ, создание заповедника "Родина Ленина". Он был прогрессивным человеком и предвидел развитие компьютерных технологий, благодаря личным связям с тогдашним председателем Совета министров Силаевым "пробил" строительство Центра микроэлектроники. В сельском хозяйстве умело использовал мелиорацию, при нем площадь пахотных земель увеличилась в шесть раз.
ОНА ЗВАЛАСЬ ТАТЬЯНА
– Валентина Николаевна, скажите, ну если в семье было все не просто, неужели совсем не было "отдушины" у Геннадия Васильевича?
– Ладно, расскажу... Уж все быльем поросло. Была у него тут женщина, у нас в администрации работала. Не красавица, "одинокая душа", как и он. Как то сошлись. Мы все знали, но вида не показывали. Ее Таней звали, муж бросил, потому что родить не могла, а вот с ним и получился ребеночек. Дочку, она родила. И, когда Геннадий Васильевич от нас уезжал, то сказал мне: "Ульяновск не жалко. Вот, за Танюшку душа болит". Зря волновался. Через два года Танюшка очень удачно замуж вышла, а доченька их сейчас – очень известная в городе бизнес-леди. Она всегда знала, кто ее отец, и даже один раз с ним встречалась в Сочи. Так что бросил тут "корни" Геннадий Васильевич.
ХЛОПКОВЫЙ АД
Геннадий Колбин был яркой личностью, к тому же непосредственной креатурой Горбачева. Более того, в политбомонде того времени ходили упорные слухи, что Горбачев боится Колбина как конкурента. Возможно, поэтому его и перевели из тихой Ульяновской области в проблемный Казахстан. Всего 29 месяцев Колбин сумел там продержаться. Хлопковый край не слишком ласково встретил ставленника Москвы. Назначение "кремлевского фаворита" стало поводом для первого националистического выступления казахской молодежи в 1986 году.
В Казахстане Колбин придерживался тех же прожектов, что и в Ульяновской области. "Очистим город от пьяниц!" – бросил лозунг новый первый секретарь, и ретивые милиционеры ринулись хватать на улице каждого первого встречного, от которого шел запах спиртного.
Геннадий Колбин выдвинул идею "Жилье-91", состоявшую из обещания дать до 1991 года квартиры всем очередникам, стоявшим на очереди по состоянию на январь 1987 года. Государственная программа так и осталась пустым обещанием. Еще первому секретарю пришла в голову сумасбродная идея о том, как завалить пустые прилавки магазинов мясом, да еще дармовым. Да очень просто – отстрелять в массовом порядке летящих над Казахстаном уток! Еле удалось его от этого отговорить.
Между тем, есть и позитивные вещи колбинского правления, но, почему-то, их не так уж и много. Например, первый секретарь вел непримиримую борьбу с расхитителями хлопка и не возражал, чтобы казахи праздновали Наурыз.
Кстати, борьба с расхитителями социалистической собственности привела к тому, что Колбина отозвали в Москву и назначили председателем комитета народного контроля.
Полтора года он был его главой, а в декабре 1990 года вышел на пенсию. Потом какое-то время возглавлял совет директоров "Мосуралбанка".
СМЕРТЬ В ВАГОНЕ МЕТРО
За непродолжительный промежуток времени в должности "народного контролера" и зиц-председателя банка Геннадий Колбин сумел получить две прекрасные, просторные квартиры в центре столицы: для себя и дочери. Любимой дочке, кроме шикарных сталинских апартаментов, еще "выбил" и престижную работу в одном из ВУЗов. Большую часть времени пенсионер Колбин проводил дома, мало выходил на улицу, совсем не читал, и не общался даже с соседями. Один из его Ульяновских подчиненных Самсонов как-то заехал к нему в гости, и был удивлен, личностным изменениям когда-то активного Геннадия Васильевича. Он, почти не разговаривал, целыми днями лежал на диване, и никого не хотел видеть.
Скончался Геннадий Колбин в 1998 году. Его смерть была такой же одинокой, как и последние годы жизни. Он поехал к дочери в гости навестить внука и внезапно почувствовал себя плохо, и, завалившись на сиденье поезда скончался от сердечного приступа прямо в вагоне метро.
Пять дней его никто не искал, и уже хотели захоронить как "бездомного", но помог случай. Одному из милиционеров отделения показалось его лицо знакомым, позже он вспомнил, что видел его на демонстрации на "гостевой" трибуне, правоохранители поднапряглись и родственников нашли.
Похоронен Геннадий Колбин на "Троекуровском" кладбище в Москве. Жена пережила его только на год. Дочь Марина преподает в Московском институте им. Грибоедова. Внук Дмитрий студент МГИМО, известен как один из самых "крутых" столичных тусовщиков.
Автор: Александра Скворцова
Источник - 73online.ru