В специализированном межрайонном суде по уголовным делам продолжается судебный процесс по делу бывших первого заместителя акима Атырауской области Нурлана ТАУБАЕВА и руководителя управления строительства Тимура БАСАРОВА. Суд исследовал видео задержания Басарова и допросил столичного руководителя следственной группы Олжаса ТОБАШЕВА.
Басарова на оперативно-следственном видео задерживают сразу несколько членов специальной группы Агентства по противодействию коррупции. Рядом с ним на земле лежит металлический серый чемоданчик.
– Где доказательства, что чемодан был изъят у Басарова, где видео, на котором он держал его в руках? Басаров не задержан с поличным, нет отпечатков – очевидно чемодан был принесён и подброшен ему участниками задержания, – заявил Н. Таубаев.
Адвокат Игорь ВРАНЧЕВ задал вопрос: где произошло задержание Басарова?
– Возле своего дома, на улице, – ответил Олжас Тобашев.
– Почему на видео нет самого момента задержания?
– В протоколе всё указано.
– Я в тюрьме уже больше полугода, и на каких основаниях? И обратите внимание, меня задержали за час до задержания якобы с поличным Басарова – ёлки-палки, это же нонсенс! – возмутился Таубаев. Судья Зарема ХАМИДУЛЛИНА сделала ему замечание, чтобы не употреблял неприличных слов. Таубаев ответил, что это выражение вполне литературное, и даже есть фильм с таким названием. Позже ваш корреспондент погуглил – скорее всего, подсудимый имел в виду российский киносериал «Ёлки» Тимура Бекмамбетова с участием Ивана Урганта и Сергея Светлакова. Но там в названии нет «палок». Правда, на той же странице поисковик выдал давно забытый советский фильм 88-го года «Ёлки-палки!».
Возвращаясь к серьёзному: адвокаты подсудимых ещё раз заострили внимание судьи на том, что Таубаев по факту был забран антикоррупционщиками из своего дома до задержания Басарова. И главный их аргумент:
– Задержание Басарова не зафиксировано, хотя работали две камеры; следователь и понятые показали, что к их прибытию он уже стоял «под ручки» у оперативников. Чемоданчик в его руках не зафиксирован на видео. Почему?
На этот и некоторые другие вопросы Тобашев ответил, что сейчас, по прошествии времени, какие-то детали уже не помнит.
– Люди из столицы незаконно приезжают в Атырау, незаконно похищают меня. Теперь этот человек говорит, мол, то не помнит, сё не помнит. Полный детский сад! – прокомментировал Таубаев.
Затем говорили о тех «знаменитых» семи процентах, которые на пальцах показал потерпевший в ходе тайной видеозаписи его общения в кабинете Таубаева.
– Вы утверждаете, что я требовал семь процентов от суммы договора. А где это зафиксировано в материалах негласных следственных действий, кроме каких-то непонятных движений пальцами моего собеседника? – спросил Таубаев.
– Именно ваших слов об этой цифре не зафиксировано, но она подтверждается в целом материалами расследования, – ответил Тобашев.
Судебный процесс продолжается.
Фархат АБИЛОВ