
Много лет в Атырауской области реализуется добровольная программа Тенгизшевройла «Игилик», в рамках которой с 1993 года было построено 133 социально важных объекта. О том, какими критериями руководствуется компания, выбирая проекты для финансирования, мы беседуем с генеральным менеджером ТШО по связям с правительством и общественностью Рзабеком АРТЫГАЛИЕВЫМ.
- Рзабек Даутович, в бытность акимом Жылыойского района вам удалось уговорить ТШО выделить два миллиона долларов на благоустройство данного района. Фантастическая по тем временам сумма – ровно столько же компания выделила на всю Атыраускую область.
- Когда на должность акима области пришел Имангали Тасмагамбетов, он сразу сказал, что нужно в первую очередь «поднимать» Атырау. Тогда в ТШО генеральным директором был Том Уинтертон, а заместителем Борис Чердабаев, который родом из села Косчагыл Жылыойского района. Как-то я предложил Борису Чердабаеву показать руководству ТШО район, где расположено месторождение и в каких условиях живут их работники между вахтами. Я повез их по всем селам и поселкам района, начиная от Сарыкамыса, которого сейчас нет, в Каратон, которого тоже уже нет, затем в Косчагыл... Представьте: 90-е годы, вокруг разруха, дорог нет, воды нет, коммунальное хозяйство разваливается, задолженность по пенсиям, по детским пособиям. Все это произвело на Тома Уинтертона тягостное впечатление. Через несколько месяцев пришло письмо о том, что ТШО начинает новую добровольную корпоративную социальную программу «Игилик», в рамках которой выделит два миллиона долларов на нужды Атырауской области и отдельно два миллиона долларов на нужды Жылыойского района. Тогда я понял: скоро меня вызовут на ковер.
- Вызвали?
- Да. Имангали Тасмагамбетов в шутку спросил: «Ты что, отдельное государство? Почему всей области два миллиона, а тебе - отдельно Жылыойскому району - также два миллиона?». Но его заместитель Болат Палымбетов разрядил обстановку, напомнив, что Имангали Нургалиевич попросил не тревожить крупных спонсоров в течение года, и этот срок уже прошел.
- Рзабек Даутович, можно сказать, что в том числе благодаря вам появилась социальная программа ТШО в регионе?
- Тогда в ТШО генеральным менеджером по связям с общественностью была Мария Каражигитова, которая внесла огромный вклад в развитие социальных программ ТШО. В то время как раз подходила к своему завершению соцпрограмма «BonusFundAtyrau» ТШО. После ее завершения стартовала уже новая, добровольная программа «Игилик», благодаря этим программам с 1993 года и по сей день построено 133 объекта – детские сады, школы, стадионы, больницы – все для блага жителей Атырауской области.
- А на что были направлены в Жылыойском районе те два миллиона?
- В первую очередь на решение проблем с водой и дорогами. «Игилик» начался с тех самых денег, а вырос до 25 млн долларов США в год. Вы просто представьте: село, безработица, а один детский сад создает примерно 40-70 рабочих мест – это воспитатели, няни, кухонные работники, сторожи и т. д. Так за счет строительства новых объектов ТШО создал тысячи новых рабочих мест. А уже после, когда я уже работал в ТШО, в дополнение к программе «Игилик» мы создали Программу Социальных Инвестиций (ПСИ). Ее суть в том, чтобы поддерживать долгосрочные инициативы жителей, гражданских активистов и НПО, направленные на обеспечение доступности и качества образования, здравоохранения, а также на поддержку социального бизнеса.
- А сейчас, уже будучи не чиновником, а генеральным менеджером, вы продолжаете участвовать в этих проектах?
- Мы систематизировали этот процесс, сделав его прозрачным и понятным. Так как социально-инфраструктурные проекты обсуждаются совместно с руководством области, то и решения о том, какие проекты подлежат включению в Программу, принимаются совместно. Главные критерии для проектов программы «Игилик»: устойчивость, направленность на приоритетные нужды местного населения, польза для большей части населения. Ну и главный критерий для всех проектов – они должны создавать возможности для раскрытия человеческого потенциала жителей области.

- Какую роль в этом играет акимат области?
- Акимат предлагает проекты, исходя из анализа нужд региона. Мы рассматриваем их и принимаем решение, исходя из тех критериев, которые я ранее перечислил. А дальше ТШО проводит закуп товаров, работ и услуг согласно законодательству РК, внутренней политике и процедурам Компании. Нередко нам предлагают старые проекты 70-80-х годов, поэтому ТШО дополнительно привлекает специализированные проектные организации для их корректировки. Перечень объектов строительства разрабатывается совместно с управлениями образования, здравоохранения, культуры и спорта и др.
- Какие проекты, по вашему мнению, еще можно реализовать в рамках социальных программ ТШО?
- Являясь крупнейшим налогоплательщиком и работодателем в Казахстане, ТШО видит своей целью вносить существенный вклад в развитие экономики региона и страны. Какие проекты нам необходимы в будущем, лучше подскажет акимат области. Надо понимать, что без поддержки местных исполнительных органов успешная реализация таких проектов была бы невозможна. Я, как человек, выросший в Жылыойском районе, где живет моя семья, напрямую заинтересован в дальнейшем эффективном взаимодействии между акиматом и ТШО, а также в качественной работе наших соцпартнеров. Понимаете, развитие общества зависит не только от денег, направленных в бюджет или на строительство зданий, это еще и качественное образование, здравоохранение, социально ответственный бизнес, работающие с долгосрочной перспективой. Правильный баланс между всеми участниками общества обеспечивает равномерный, здоровый рост. Я все эти годы вижу непрекращающийся прогресс, и мне хочется верить, что ТШО также этому способствует.
В Атырау -6 












