Атырау, 26 ноября 05:39
 ясноВ Атырау -1
$ 498.51
€ 522.84
₽ 4.81

Кому мешает умный счётчик?

10 935 просмотров

После того как «Атырау Энергосату» объявило о необходимости замены счётчиков «Сименс», на компанию обрушился шквал звонков и обращений. Потребители считают, что нет их вины в том, что за 10 лет энергетики так и не приобрели образцовый счётчик, необходимый для поверки приборов, а стало быть пусть сами решают свои проблемы. Но оказалось, что поверку немецких приборов учёта не получится сделать даже при наличии необходимого оборудования – потому что срок их сертификации на территории нашей страны уже прошёл!

 

НОВИНКА ДЛЯ СВОИХ

«В то время, когда ещё “Атырауэнерго” в качестве эксперимента закупило новые счётчики, я работала на предприятии тепловых сетей. В первую очередь приборы учёта “Сименс” устанавливали в квартирах самих энергетиков и в офисах небольших компаний. Помню, что счётчиков было завезено около 3 тысяч штук, а не одна тысяча, как сейчас утверждают энергетики. Ведь на них хотели “посадить” весь город, потому что эти приборы учёта очень качественные и надёжные, их невозможно “подкрутить” и обмануть тем самым службу сбыта, – рассказывает Людмила КИРИЧЕНКО. – За много лет эксплуатации абоненты оценили все плюсы такого счётчика – ваучеры покупаешь на любую сумму, а контролёры, чья манера врываться в квартиры абонентов с криком “Показания!” уже стала притчей во языцех, обходят квартиру стороной. Теперь нам нужно покупать новые счётчики. В абонентском отделе говорят, что приборы учёта можно купить в любой торговой точке, но предупреждают, что если брать в магазине “Жаннур” на Валиханова, будет хоть и дороже, но уже с поверкой. А если в другом месте, то нужно поверять в метрологической службе “Атырау-Жарыка”, где эта процедура занимает около недели».

 

…ТО НЕМЦУ СМЕРТЬ

Потребители уверены: истечение срока поверки и отсутствие образцового счётчика – просто отговорка. На самом деле «сименсы» хотят убрать, потому что их использование невыгодно самим энергетикам. Все остальные абоненты платят по дифференцированным тарифам – либо по зонам суток, либо по нормам потребления. Система же немецких счётчиков ориентирована на взимание платы по единому тарифу, переделать программу «сименса» невозможно. Поэтому «Атырау Энергосату» вынуждено продавать электроэнергию владельцам «сименсов» по среднеотпускному тарифу. «Более того, наши электронные счётчики настроены на “считывание” потребления только качественной электроэнергии, т. е. 220 В, а если напряжение в сети скачет, то прибор учёта просто не фиксирует такую энергию в счёт потребления, и наши единички не снимаются», – говорит Л. Кириченко. Сомневаются владельцы «сименсов» и в том, что у энергетиков нет возможности проверить работоспособность счётчиков.

«У нас постоянно скачет напряжение, и наш немецкий счётчик уже два раза выходил из строя. Я носила его на ремонт в метрологическую службу “Атырау-Жарыка”. Там его чинили, проверяли и выдавали справку, что он исправен. На основании этого документа я вызывала специалистов и контролёров, они переустанавливали счётчик, и я пользовалась им как ни в чём не бывало. Последний раз я ремонтировала счётчик в августе, все документы у меня на руках имеются. А с чего вдруг теперь они не могут поверить наши приборы учёта?» – удивляется Римма КОХ.

Недоумевают и другие абоненты: как могут закончиться ваучеры? При покупке электроэнергии потребителю выдаётся бумажный квиточек с кодом, в котором «зашифровано» количество приобретенных кВт. Это очень похоже на загрузку единиц в мобильный телефон.

Группа абонентов уже написала письма в «Атырау Энергосату» и партию «Нур Отан» с просьбой разобраться в сложившейся ситуации.

 

РЕШЕНИЕ ОТЛОЖЕНО ДО НОВОГО ГОДА

Директор ТОО «Атырау Энергосату» Эльмира ИСЕМБЕРГЕНОВА призналась, что в связи с многочисленностью обращений владельцев счётчиков «Сименс» предприятие вновь поставило перед «Атырау-Жарыком» вопрос о том, как быть с данными абонентами.

– Мы просто взимаем плату за электроэнергию и не занимаемся поверкой приборов учёта. “Атырау-Жарык” утверждает, что у предприятия нет образцового счётчика для поверки, – сказала Э. Исембергенова. – Руководство “Атырау-Жарыка” сейчас в отъезде, так что этот вопрос будет решаться уже в новом году. В любом случае продажа ваучеров владельцам “сименсов” всё ещё продолжается.

– Потребители подозревают, что истинная причина опалы «сименсов» в том, что  «Атырау Энергосату» просто невыгодно продавать электроэнергию по той цене, по какой её покупают владельцы немецких счётчиков. Не скрывают этого и специалисты абонентского отдела.

– С 1 декабря 2009 года все потребители у нас платят по дифференцированным тарифам – либо по величине, либо по зонам суток. Законом не предусмотрен альтернативный тариф. И тем не менее владельцам «сименсов» мы продавали электроэнергию по среднему тарифу. Их всего-то было завезено тысяча штук, около 40% из них уже вышли из строя. А теперь срок их эксплуатации истёк, поэтому они подлежат  поверке либо замене. Их, кажется, даже в реестре приборов учёта нет.

– То есть мы пользуемся счётчиками вне закона?

– Не берусь утверждать это наверняка, но в последний раз, когда я смотрела реестр, счётчиков «Сименс», кажется, не было.

– Большинство потребителей устанавливало эти приборы учёта во спасение от ваших контролёров, чьё поведение просто не выдерживает никакой критики: они тарабанят в дверь, скандалят, угрожают отключением электроэнергии. Работники других коммунальных служб ведут себя более деликатно.

– Поэтому у них и уровень потерь больше, и долги у абонентов. Наша служба работает куда более оперативно и эффективно, не допуская просрочек платежей и долгов.

– Как утверждает ваша абонентка Кох, её счетчик «Сименс» вы неоднократно ремонтировали...

– Этот счётчик не ломался, а блокировался – из-за перепадов напряжения. Специалисты метрологической службы просто вводили необходимый код, и счётчик снова начинал функционировать.

 

“СИМЕНСЫ” ВНЕ ЗАКОНА

Коммунальные службы не раз отмечали, что проводить поверку приборов учёта имеют право не только лаборатории при их предприятиях, но и другие организации, главное условие – наличие лицензии на оказание подобных услуг. Поэтому мы обратились за комментариями в Национальный центр экспертизы и сертификации. Ответ нас очень удивил: произвести поверку счётчиков «Сименс» нельзя, потому что они уже много лет как исключены из Реестра средств измерения в РК.

«В своё время в Реестре было 4 вида счётчиков фирмы “Сименс”. Срок сертификации счётчика электрического однофазного, электронного, двухтарифного истёк в 2005 году. В 2007 году закончилась сертификация счётчика электрического, трёхфазного, электронного, многотарифного. Немного раньше, в 2003 году, истёк срок многофункционального счётчика. Срок сертификации электрического счётчика предоплаты, электронного, однофазного истёк в 2005 году. Межповерочный интервал обычно указывается в паспорте прибора учёта, а следить за его соблюдением должны заинтересованные коммунальные службы. Проводить поверку приборов учёта, срок сертификации которых уже истёк, нельзя», – сообщил начальник отдела метрологии Национального центра экспертизы и сертификации Асхат ОСПАНОВ.

Так что владельцы «сименсов» не могут сделать поверку счётчиков не по той причине, которую указывает в своём уведомлении «Атырау Энергосату», а потому что у приборов учёта закончился срок сертификации. Странно, что энергетики, реализующие нам электроэнергию и обязанные следить за исправностью приборов учёта, не в курсе этих нюансов…

Нельзя забывать и о правах абонентов, которые пользуются обычными счётчиками электроэнергии. Вот уже два года  они находятся в невыгодном положении по сравнению с владельцами “сименсов”. «Большая часть “сименсов” установлена в квартирах самих энергетиков. Получается, что с введением дифференцированной оплаты за электроэнергию они экономили, а мы платили больше. Почему такая несправедливость? Предприятие обязано было создать для всех своих абонентов равные условия, рассчитать по периодичности, как часто владельцы “сименсов” покупают ваучеры и сколько, таким образом, тратят электроэнергии в месяц», – возмущается владелица обычного счётчика Елена КРАВЦОВА.

«В данной ситуации нарушались права потребителей в части потребления электроэнергии, – прокомментировал ситуациюадвокат Александр РОТЕНБЕРГ. – Владельцы обычных счётчиков могут написать письмо в “Атырау Энергосату” с просьбой разъяснить, на каком основании (нормативно-правовой акт, приказ, указ, внутреннее распоряжение) с владельцев приборов учёта “Сименс” плата взималась не по дифференцированному тарифу по зонам суток либо по дифференцированному тарифу по нормам потребления, а по среднеотпускной стоимости 5,5 тг/кВт. Если руководство предприятия проигнорирует обращение потребителей, последние имеют право обратиться в суд».

Зульфия ИСКАЛИЕВА

15 декабря 2011, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.