В ходе подготовки статьи о дефиците и подорожании дизельного топлива корреспондент «АЖ» поинтересовался мнением экономиста Максата ХАЛЫКА.
По его мнению, дефицит дизельного топлива в стране создан искусственно заинтересованными лицами. То есть группой людей, которая провоцирует повышение цен, чтобы получить максимальную прибыль.
– В экономике кроме монополии есть такое понятие – олигополия: это когда на рынке присутствует небольшое количество крупных продавцов, имеющих большое влияние на цены и поведение потребителей. В этом случае продавцы договариваются между собой и заключают негласное соглашение о цене на товар или услуги, – говорит М. Халык. – И сейчас есть подозрение, что цены согласованы в узком кругу. Что мы теперь видим? Те, кто ставит цены, стали просить больше, и в целом услуги транспортировки повысились. Для них это хорошо, но плохо для рынка. Завтра нас ждёт подорожание – в первую очередь сельскохозяйственной продукции. Я считаю, что соответствующие госорганы должны выяснить, нет ли здесь ценового согласования, и если таковое присутствует – наказать виновных. Только так можно стабилизировать цены.
М. Халык скептически относится к усилиям министерства энергетики РК урегулировать ситуацию:
– Каждый год осенью происходит одна и та же история: повышается стоимость дизельного топлива, а причиной называется, к примеру, ремонт на одном из наших нефтеперерабатывающих заводов. По-моему, это всего лишь «отмазка». Разве наше правительство не должно было обратить внимание на это "дежавю"? Сейчас доставка дизтоплива в очередной раз опаздывает, и в полях простаивает техника для сборки урожая. А это очень плохо для всех нас.
Записала Айнур САПАРОВА