Атырау, 19 ноября 12:30
 ясноВ Атырау +2
$ 497.89
€ 525.12
₽ 5.00

Главный эколог области: «Вопрос о компенсации за ущерб здоровью атыраусцев – это к правительству»

Видео
14 541 просмотр
Руководитель департамента экологии Атырауской области Алибек БЕКМУХАМЕТОВ


О «лагуне смерти» на Карабатане, происхождении «ароматов» в Атырау, «более взвешенном подходе» к дноуглублению на Каспии и других темах – наше интервью с руководителем департамента экологии Атырауской области Алибеком БЕКМУХАМЕТОВЫМ.

– Алибек Муратович, больше года вы занимаете должность руководителя департамента экологии Атырауской области. Какие проблемы региона, по вашему мнению, вам удалось решить за это время?

– С  учётом мнения общественников была разработана и утверждена профильным министерством Дорожная карта по улучшению экологической обстановки в Атырауской области. И она работает. К примеру, АНПЗ начал рекультивацию на одном из главных источников загрязнения – полях испарения «Тухлая балка», это территория в 860 гектаров. Ещё 476 га – зона ответственности городского акимата, здесь подрядчиком выступает АО «Павлодарский речной порт».

Другой серьёзнейшей проблемой в нашем регионе была эмиссия от промывочно-пропарочной станции ТОО «Акжайык-7». После многочисленных проверок её ликвидировали в прошлом году. Было вынесено предписание о рекультивации земель, загрязнённых остатками нефтепродуктов. В этом году силами городского акимата и самого филиала АО «НК “КТЖ”» прилегающая территория очищена, загрязнённый грунт вывезен на специальную площадку. По результатам этих работ были проведены лабораторные замеры почвы – на сегодня проблема решена. Сейчас пропаркой и промывкой вагонов занимается ТОО «Батыс Петролеум», которое находится в районе АНПЗ.

Как вы знаете, недавно было завершено строительство нового канализационного очистного сооружения в левобережье Атырау.

Далее в списке значатся очистные лагуны – поля испарения завода «Болашак». НПО-шники их называют «лагунами смерти». Туда завод сбрасывает сточные воды и производственные отходы после очистки. Неприятный запах время от времени в городе ощущается и из-за этих лагун. 

В 2020 году наш департамент провёл в отношении NCOC проверку соблюдения экологического законодательства РК – одним из оснований для неё послужили систематические превышения нормативов установленного проектом ПДС (предельно допустимого сброса). По результатам подтвердилось превышение ПДС при сбросе сточных вод на пруды-накопители вахтовых поселков Самал, в накопительные секции ПРЖТО (площадки размещения жидких технологических отходов) и испарительные ёмкости ЖКЗЕ (железнодорожный комплекс западного Ескене). Мы выдали предписание об устранении нарушений, в соответствии с ним NCOC разработал проект «Обустройство объектов опытно-промышленной разработки месторождения Кашаган. Наземный комплекс. Установка очистки вод технологического процесса». Он получил положительное заключение государственной экспертизы. В апреле нынешнего года началось строительство новых очистных сооружений за пределами территории УКПНиГ «Болашак». Запуск в эксплуатацию планируется на IV квартал 2022 года.

Кроме того, в 2020 году проведена очистка территории 484 свалок, снятых спутниковым сервисом «Геопартал». Все они были полностью ликвидированы городскими коммунальными службами. К сожалению, повторные космические снимки показали новые свалки вокруг города числом 130. На сегодня большая часть ликвидирована, осталось еще около 20 мест.

 


«КАРТА ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТЫРАУ ЕЩЁ ДО КОНЦА НЕ ГОТОВА»

Почти каждую неделю в городе ощущаются неприятные «ароматы» – то пахнет тухлыми яйцами (сероводородом), то гарью или канализацией. Когда это кончится? Когда мы будем точно знать конкретные источники загрязнения?

– Одним из основных источников загрязнения являются поля испарения «Тухлая балка», потому что туда сбрасываются все сточные воды в левой части города. Надеемся теперь, что после запуска нового КОС ситуация изменится.

Второе – это АНПЗ. Мы не можем это исключать. Завод всё-таки свою долю загрязнения вносит.

Потом, поля испарения «Квадрат» в правобережье. Туда без очистки сбрасываются сточные воды. Недавно был проведён тендер на реконструкцию КОС, который выиграло АО «Павлодарский речной порт». Сроки определены, будем ждать. 

Помимо этих крупных объектов у нас ещё есть канализационно-насосные станции (КНС), плюс предприятия первой категории, которые расположены на территории города. Это АО «КазТрансОйл», которое имеет 16 резервуаров в начале уральской трассы, уже упомянутая пропарочная станция ТОО «Батыс Петролеум» и другие. Всё это несёт негативное воздействие на окружающую среду. 

И не забудем про старый полигон ТБО (свалку), который уже давно исчерпал свой ресурс. Надо закрывать старый полигон и делать новый – под него уже выделено 30 гектаров. Инвестор – ТОО «Промэкология», ПСД готова. И еще 5 га выделено ТОО Green City для строительства мусоросортировочного комплекса в правобережье. После введения в эксплуатацию нового полигона начнется рекультивация старого.

– Еще в прошлом году должны были разработать карту источников загрязнения, чтобы по «розе ветров» определять, кто нас травит. Она готова?

В этом году мы разработали такую карту и по направлению ветра определяем загрязнителей. Внесли туда предприятия первой категории, накопителей сточных вод – поля испарения «Квадрат» и «Тухлая балка», а также мусорный полигон. И теперь по всем объемам знаем, какие предприятия где находятся.

– А где можно увидеть эту карту? Давайте опубликуем ее на нашем сайте, чтобы все знали.

– Мы ее должны чуть-чуть доработать, чтобы населению было всё понятно. Как только карта будет окончательно готова, мы опубликуем её для всех, в том числе на вашем сайте. А пока это для нас рабочий документ.

 


«НА МОРЕ УЧТЕНЫ ВСЕ МИНИМАЛЬНЫЕ ПОТЕРИ»

– Я как журналист часто вижу довольно жёсткую критику работы вашего департамента со стороны экоактивистов и простых жителей. Звучала она и на недавней онлайн-встрече по обсуждению дноуглубительных работ на Каспийском море, которые реализует NCOC. Однако от вас не было никакой реакции. Вопрос там звучал примерно так: «Чем вообще занимаются наши официальные экологи?!»

– Я даже помню, кто это был – общественник Газиз ГАБДУЛЛИН. Он возмущался тем, что мы дали положительное заключение, и утверждал, что я не соответствую своей должности. Я прекрасно понимаю беспокойство наших общественников, но давайте всё же рассуждать объективно. Мы работаем в тесной связке с республиканскими профильными и другими инстанциями.

По дноуглубительным работам компании NCOC мы в феврале 2021 года выдали положительное заключение государственной экологической экспертизы, при этом ориентируясь на минимальное воздействие на флору и фауну. Рассматривали всё в рамках закона. У нас есть согласование с комитетом животного мира, с комитетом рыбного хозяйства, с резерватом «Акжайык». У всех республиканских и местных органов мы взяли согласование и предусмотрели минимальное воздействие на окружающую среду. Касательно того, что «пути миграции рыбы закрываются, кто в этом случае будет восстанавливать» – это всё комитет рыбного хозяйства РК согласовал. Всё будет под контролем до конца работы.

После получения положительного заключения 4 июня NCOC приступил к работе. В морских дноуглубительных работах задействовано 3 земснарядных судна, 16 судов поддержки, 5 буксиров, 2 жилых судна, 3 баржи, 3 распределительных понтона, 2 исследовательских судна. Объем донных отложений, извлеченных из морского дна, составит около 1 124 200 кубических метров, а протяженность углубленного навигационного канала – 18 км. Проектная протяженность канала составляет 56,05 км.

Экологический мониторинг проводится по всем основным параметрам окружающей среды (атмосферный воздух, морская вода, донные отложения, фито-, зоопланктон, макрозообентос, микробилогия, орнитофауна, ихтиофауна). От общественности ничего не скрывается. По результатам «круглого стола» было принято решение ежеквартально собираться и отчитываться по проделанной работе. Следующий выезд с общественниками на место проведения дноуглубительных работ на месторождении Кашаган запланирован на весенний период будущего года, а с 15 ноября до весны работы приостановятся. Сейчас ежемесячно проводятся отборы проб воды в прибрежных зонах и урало-каспийском канале. Результаты в пределах нормы. 

 

ПОЧЕМУ РАЗЛИЧАЮТСЯ ДАННЫЕ

– Почему различаются данные качества атмосферного воздуха в интерактивной карте экологического мониторинга РГП «Казгидромет» и на станциях мониторинга качества атмосферного воздуха?

– Всего по области имеются 34 станции мониторинга качества воздуха. Из них филиалу РГП «Казгидромет» принадлежит 11 постов, NCOC – 19, ТОО «АНПЗ» – 4. «Тенгизшевройл» установил 12 автоматических станций наблюдения за окружающей средой, находящихся по периметру Тенгизского месторождения.

В целях обеспечения открытости информации о состоянии атмосферного воздуха населенных пунктов Казахстана РГП «Казгидромет» с 2018 года запустило мобильное приложение «AirKz», а с сентября 2019 года разработана и внедрена Интерактивная карта качества атмосферного воздуха.

Компания NCOC для передачи данных со станций мониторинга в онлайн-режиме в мобильное приложение AirKz в конце 2020 года подписала Соглашение о сотрудничестве в области информационного обмена, и в настоящее время их данные со  станций, расположенных на территории Атырау, поступают в AirKz в полном объеме в онлайн-режиме. Другое дело, что данные в мобильном приложении Airkz рассчитываются в мкг/м3 в соответствии с европейским стандартом, а при переводе его в мг/м3 в соответствии с казахстанским стандартом СанПиН кратность превышения ПДК уменьшается.

 

ЧТО КУДА УХОДИТ? ЭТО ВОПРОС 

– Ежегодно крупные недропользователи в нашем регионе платят за загрязнение окружающей среды большие штрафы. Какая часть из них остаётся в местном бюджете, а какая уходит в центр?

– Это регулируется законодательством РК. Плата за эмиссии в окружающую среду составляет в общей сложности примерно 14 млрд тенге в год. Как распределяется эта сумма, я сказать не могу, акимат нам такие данные не предоставляет.

– Атырауская область обозначена на карте Казахстана в качестве экологически неблагополучного региона. Наши читатели в комментариях к публикациям на сайте часто пишут, мол, давно уже пора придать нам статус зоны экологического бедствия и соответственно платить какие-то компенсации за ущерб здоровью. Что вы считаете по этому поводу?

– Да, этот вопрос широко обсуждается, но это не в нашей компетенции, это вопросы к правительству. Насколько мне известно, таких предложений со стороны акимата или маслихата в столицу не поступало.

Айнур САПАРОВА

Фото и видео Еламана НУХИНА

20 октября 2021, 08:48

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.