
Тверской суд Москвы арестовал бывшего заместителя министра просвещения России и бывшего вице-президента Сбербанка Марину Ракову. Ее обвиняют по делу о хищении 50 млн рублей при исполнении двух госконтрактов. Ракова вину не признает. Под арестом оказался также ее предполагаемый гражданский муж, передает Русская служба BBC.
По ходатайству следствия МВД суд отправил Ракову под стражу до 6 декабря, сообщила пресс-служба суда.
Защита Раковой просила отказать следствию и настаивала, что оснований для ей столь строгой меры пресечения не имеется, передает Интерфакс. Защита обжалует арест экс-замминистра, сообщила РИА Новости ее адвокат.
Как задерживали
Дело против Раковой возбудили еще 9 августа по факту хищения бюджетных средств при реализации госпрограммы "Образование", писал Интерфакс со ссылкой на свой источник. О том, что дело завели еще летом, также сообщал "Коммерсант".
Меру пресечения ей поначалу не избрали. 29 сентября на рабочем месте и в доме Раковой прошли обыски. После этого она не явилась на допрос и отключила телефоны, а в ее доме обнаружили следы экстренных сборов, утверждал "Коммерсант". Ракова была объявлена в розыск.
В среду, 6 октября, МВД официально сообщило о ее задержании. По данным "Коммерсанта", основная фигурантка дела о хищениях бюджетных средств в министерстве просвещения сама сдалась полиции после того, как полицейские задержали ее гражданского мужа.
В чем обвиняют
Раковой было предъявлено обвинение в особо крупном мошенничестве (ч.4 ст.159 УК РФ). Вину она не признает.
По версии следствия, в 2019 году, когда Ракова занимала пост заместителя министра просвещения, она и ее соучастники похитили 50 млн рублей при исполнении двух госконтрактов в рамках госпрограммы "Образование".
Дело было возбуждено по заявлению руководства Фонда новых форм развития образования, с которым были заключены эти госконтракты. Ракова его курировала, когда была замминистра просвещения.
Фонд для исполнения соглашений в качестве субподрядчика привлек Московскую высшую школу социальных и экономических наук, более известную как Шанинка.
Речь идет о программе "Учитель будущего". Как утверждает следствие, проведенная экспертиза контрактов показала, что университет выполнил работу некачественно, но деньги ему все равно были выделены. А Ракова, по версии следователей, лоббировала заключение соглашений, работы по которым не были выполнены.
В Шанинке говорили, что оказывают полное содействие правоохранительным органам и что расследование не повлияет на образовательный процесс.
Другие фигуранты дела
После того, как Ракова не явилась на допрос, суд арестовал троих фигурантов этого дела - бывших коллег Раковой по министерству.
По эпизоду с хищением средств при исполнении госконтрактов были задержаны бывшие сотрудники Фонда новых форм развития образования - топ-менеджеры Сбербанка Евгений Зак и Максим Инкин, а также бывший исполнительный директор Шанинки Кристина Крючкова.
Зак и Инкин работали вместе с Раковой, где она до объявления в розыск занимала пост вице-президента. Оба они, а также Крючкова по решению суда ранее были заключены в СИЗО.
6 октября "Коммерсант" и ТАСС сообщили, что Ракова сама явилась в полицию, так как был задержан ее гражданский муж Артур Стеценко. "Коммерсант" при этом утверждает, что Стеценко помогал ей скрываться.
Ракова заявила, что не пыталась скрыться от следствия и не признает вину, сообщал Интерфакс со ссылкой на общественную наблюдательную комиссию, члены которой посещают арестованных в спецприемниках.
Стеценко также стал фигурантом дела. Он работал вместе с Раковой в Фонде новых форм развития образования, был гендиректором и обвиняется в том, что был устроен туда фиктивно, получив более 9 млн рублей в качестве зарплаты в 2017-2019 годы.
В среду Тверской суд Москвы санкционировал арест Стеценко. По делу он проходит как подозреваемый, обвинение ему еще не предъявлено, сказал Би-би-си его адвокат Темур Фидаров. По его словам, следствие в суде не мотивировало необходимость ареста Стеценко: "Я задавал этот вопрос следователю. [Он ответили, что] мы так хотим".
СМИ также писали, что Стеценко якобы фиктивно трудоустроил 12 сотрудников фонда на работу в Российскую академию народного хозяйства. В РАНХиГС это отрицают. "Фиктивность трудоустройства в РАНХиГС невозможна - все научно-педагогические работники выполняют свою работу по жесткому регламенту", - заявили в пресс-службе РАНХиГС.
В ближайшее время следствие проверит еще несколько контрактов на сумму в 150 млн рублей, которые курировала Ракова, пишет Интерфакс.
Следствие предложило Раковой оформить досудебное соглашение о сотрудничестве и дать признательные показания, написал в четверг "Коммерсант".
С 2020 года Ракова была вице-президентом Сбербанком, руководителем дивизиона "Цифровые платформы образования". Банк обращал внимание на то, что ее уголовное дело связано с прошлым местом работы в министерстве просвещения. С 4 октября не является сотрудником Сбербанка, заявляли в банке.
В Атырау -1