В среду, 29 сентября, судебная коллегия по уголовным делам Атырауского областного суда оставила без изменения приговор осуждённым медикам перинатального центра по «делу о мёртвом младенце». Постановление апелляционного суда зачитала председатель коллегии Татти УАЛИЕВА.
Напомним, рассмотрение этого дела в суде первой инстанции (специализированном межрайонном суде по уголовным делам) началось в мае прошлого года, а приговор был оглашён в январе 2021-го. Главврач перинатального центра Куаныш НЫСАНБАЕВ, акушер-гинеколог Аскар КАИРЖАН и акушерка Жамиля КУЛБАТЫРОВА были признаны виновными в убийстве новорожденного по предварительному сговору и приговорены соответственно к 18, 16 и 15 годам лишения свободы. А врачи неонатологи Руслан НУРМУХАМБЕТОВ и Дарига ДЖУМАБАЕВА – к трём годам ограничения свободы за недонесение о совершении преступления.
Чуть позже пресс-служба областного суда распространила на своем сайте информацию с выдержками из речи Уалиевой. Там, в частности, говорится: «Вина подсудимых полностью подтверждена совокупностью доказательств, исследованных в суде первой инстанции, показаниями свидетелей, заключениями экспертиз.
Негласными следственными действиями, приобщенными к материалам уголовного дела, установлено: в ходе телефонного разговора Нысанбаев и Каиржан обсуждали, как быть с тем, что младенец уже зарегистрирован как мертворожденный, но оказался живым. Нысанбаев предложил Каиржану для умерщвления ребенка погрузить его в воду, но тот возразил, что в таком случае при вскрытии трупа выявится причина его смерти. Далее они договорились о том, что младенца надо поместить в морозильник. Затем Нысанбаев, узнав о том, что сотрудники антикоррупционной службы проводят в перинатальном центре оперативную проверку, дал указание срочно отнести младенца из морозильника в реанимационное отделение, то есть совершить действия, направленные на сокрытие преступления.
Поручение Каиржана Кулбатыровой положить ребенка в морозильник, сообщение роженице о том, что ребёнок родился мёртвым, указание врачу «Казмеда» Туганбаеву внести ложные сведения о рождении мертвого ребенка доказывают наличие умысла на убийство.
Кулбатырова, зная, что при помещении живого новорожденного в морозильную камеру он неизбежно умрет от низкой температуры в закрытом пространстве, всё же сделала это.
Доказано также, что Джумабаева и Нурмахамбетов, зная о том, что Кулбатыровой умышленно причинена смерть живому младенцу, не сообщили об этом правоохранительным органам.
Согласно экспертному заключению, при своевременном оказании квалифицированной медицинской помощи новорожденному можно было бы сохранить ему жизнь.
В своих показаниях свидетели-врачи пояснили, что при осмотре потерпевшей Туримбетовой признаков раннего отслоения плаценты не было, сердцебиение ребенка в ее утробе проверено аппаратом, оно было стабильным.
На основании установленных обстоятельств судебная коллегия пришла к выводу, что совершение осужденными преступлений нашло своё подтверждение, виды и сроки наказания назначены соразмерно содеянному и с соблюдением требований закона».
Сторона защиты намерена обжаловать постановление коллегии. Адвокат Каиржана Бакберген АЙТМАМБЕТОВ говорит, что в апелляционном суде не были приняты во внимание их доводы и объяснения – в частности, ходатайство о проведении повторной комплексной судебно-медицинской экспертизы, которая могла бы поставить все точки над «и» в этом деле.
Айнур САПАРОВА
Фото автора