Атырау, 21 декабря 05:19
 облачноВ Атырау -1
$ 523.86
€ 544.34
₽ 5.11

Пять причин, по которым платформа Сбер «убьёт» казахстанский сектор IT

7 109 просмотров

Экономист Алмас Чукин, личная страница в Facebook

Drama starts where logic ends. Ram Charan

Там, где заканчивается логика – начинается драма. Цитата от известного консультанта, лучше всего по-моему описывает ситуацию с цифровой платформой страны, которую хотят отдать целиком под контракт со Сбербанком РФ.

5 причин, по которым платформа Сбер «убьёт» казахстанский сектор IT:

1. Платформа это основа – это фундамент системы. В компьютере есть такая штука – материнская плата, это главная платформа на которую устанавливаются и через которую взаимодействуют все части компьютера. Эта штука определяет, что можно и что нельзя присоединить к этому компу. Она позволяет или не позволяет использовать возможности отдельных элементов. К примеру, вы можете купить на рынке очень большую память в сотни гигабайт, но ваша плата не поддерживает эти возможности и считайте эти деньги, выброшенными напрасно.

Таким образом, если мы отдадим создание платформы Сберу (или кому угодно другому в другой стране), мы отдаём ОСНОВУ системы, которую мы потом уже никогда не вернём назад. Мы лишим наших специалистов возможности что-либо разумное делать на перспективу, поскольку мы отдадим перспективу заграницу. Наши специалисты будут ездить в Москву или куда ещё, спрашивать у разработчиков, – а что будет в версии 2.Х, а в 25-й?

2. Государственный рынок IT (включая госкомпании Самрук-Казына) в лице центральных органов и местных, весь банковский сектор и крупные компании это весь рынок Казахстана. Другого рынка практически нет. Может 5, может 10% – не больше. Если эти заказчики уйдут на платформу, хозяин которой не в стране и даёт заказы своим компаниям и людям – наш айти сектор просто вымрет от безденежья.

Сначала главный заказ страны уйдёт за рубеж и 500 миллионов долларов разом вылетят из местного рынка. Потом для наполнения этой платформы специальные программы будут покупаться и писаться в Москве. Потом субподрядные работы под эти программы будут отдаваться там же. Ну и на закуску, всё железо для обслуживания этих задач будет покупаться и стоять за рубежом.

3. Ноу-хау и санкции. Благодаря мудрой политике средней по размерам страны, Казахстан имеет многовекторную и дружественную политику со всеми странами, и ближними, и дальними. У нас подписаны и оформлены границы со всеми соседями, ни у кого нет претензий к КЗ, и у КЗ нет претензий ни к кому. Нас одновременно уважают в Москве, Вашингтоне и Китае – что само по себе удивительно, зная их отношения между собой. Мы можем спокойно развиваться и никто нам не угрожает.

По разным причинам, РФ имеет жёсткие и всеобъёмлющие санкции на финансы и технологии со стороны США, ЕС и ряда других стран. Мы же имеем неограниченный доступ к любым закупкам в любой стране мира. Захотим, даже и оружие можем купить, если попросим. И вот зачем мы лезем на рожон?

Во-первых, завтра США лишит доступа РФ к передовым программам, типа Oracle Database или Microsoft SQL, и что мы будем делать. Как Сбербанк будет управлять нашими данными без программ управления данными? Во-вторых, глядя на нашу «глубокую интеграцию» софта страны с РФ, не станут ли они потихоньку выпихивать нас за периметр современных технологий, чтобы мы не стали задней дверью для закупа технологий для них. Ну, и в-третьих, а если завтра кибервойна? Разнесут американцы всю айти систему в России вместе со Сбером, и мы как побочная жертва. Вроде как, – ребята извините, не хотели, но вы тут тоже под ногами путались со своей национальной госинформационной системой.

4. Кадры. Ключевую роль в подготовке кадров имеет, как ни странно, – работа, опыт. Для того чтобы вырасти специалиста, ему надо дать задачу, инструмент и время. Нужны наставники и специалисты. Всё это может дать только госзаказ в КЗ. Все крупнейшие компании в КЗ выросли на госзаказах. Госкомпании учат людей и те потом уходят в частный сектор. Госкомпании привлекают людей из-за рубежа, они учат местных.

Технологии имеют сквозной характер. Если Минфин принимает решение делать налоговые формы на определённом программном обеспечении, завтра все сотни тысяч казахских юрлиц вынуждены учить требования этого ПО. Международные стандарты приходят тоже через государство. Стоит принять государству международный стандарт связи – вся отрасль строится под эти требования. И тут кадры.

А как мы будем развивать свои кадры? Нам же придётся учиться всему у иностранных специалистов. РФ после Крыма и всяких санкций и угроз приняла программу информационной независимости и собирается строить всё своё. Понятно, что они идут не туда и толку от «отечественного» ПО будет мало. 1С не заменит SAP, и какая-нибудь программа «Счёты» не заменит Excel. Но они это делают, и будут делать долго. За это время куча талантливых людей испортят свои годы написанием плохих программ. А нам это зачем нужно? Лучше готовить сертифицированных крепких ораклоидов, питонщиков и прочих западно ориентированных специалистов. Айти это не политика, айти это математика и там надо идти за лучшим, а не за отечественным.

5. Госуправление. Есть понятие бизнес-процессы. ЛЮДИ принимают бюджет, ЛЮДИ определяют сколько и на что, и когда потратить. Только потом айтишники в Минфине, в казначействе, в области, в школе прописывают в коде как эта информация движется, кто и где её одобряет. Как общественность и на каком сайте, и в каком объёме получает информацию о расходах государства на школу, дорогу или ещё что.

Я хочу сказать, что нет айти государства без бизнес-процессов управления государством. И нет бизнес-процессов без айти, поскольку на разного рода идеи, выходит представитель айтишников и говорит, – а это не получится, а так нельзя, а так дорого. И вот теперь вопрос, а мы теперь на каждое совещание в министерстве или межведомственное будем куратора из Сбера приглашать, чтобы он нам разъяснил что да как у нас работает?

Можно было бы ещё много разного рода ошибок и недостатков в этом подходе показать. Но, если перейти к делу, то надо признать несколько простых вещей.

Прежде всего, e-Gov в Казахстане есть, он состоялся и он очень неплохо работает. Последний рывок в идентификации личности, которые теперь используют банки – это вообще прорыв. Наши специалисты вполне могут поддерживать и развивать эту систему. В национальных интересах никому и никогда нельзя отдавать платформу и цифровое взаимодействие государства с гражданами, и между госорганами. Мало ли что, с кем не бывает, нужно всегда держать свой интерес отдельно. Это вопрос независимости и безопасности.

Но e-Gov у нас ещё несовершенный, хромает местами, отстаёт от жизни порой. Это абсолютно нормально и не повод для его ликвидации.  Работать надо, и понимать, что идеальной системы не будет никогда, но вполне рабочая версия у нас уже есть. Можно купить просто лицензию на большое облачное решение и их несколько у ведущих мировых производителей. Открыто и прозрачно сформулировать её архитектуру – «материнскую плату» eGov KZ. Можно поставить задачи перед разными блоками этой системы (Налоги, Гражданство, Дорожное движение, Образование, Медицина, Социальные пособия и т.д.) и провести конкурсы, выбрать консорциумы своих и международных компаний (обязательное условие наличие местной компании в консорциуме) по каждому блоку. И пусть работают. Если всё открыто, исполнителей много и разных, они никогда не сговорятся между собой против заказчика. Они принесут сюда лучший мировой опыт и будут постоянно сопровождать систему.

И в конце концов, – а какие компетенции есть у Сбера и что они предлагают? Кто их клиенты? И есть ли у них клиенты? По-моему, главный клиент айти Сбера – это сам Сбер. Кроме того, это не просто банк с госконтролем. Он же ещё и бизнес компания в поиске прибыли. А что скажут другие банки, когда в руках Сбера окажется вся информация страны?

Вместо вывода. Помнится в конце 90-х, когда модно было приглашать иностранцев, один чиновник задумчиво предложил:

– Не найдём, - говорит, - мы тут толковых и честных судей. Надо привести из Англии и посадить тут судьями.

    На что ему возразил другой чиновник:

– Вы что Баке, а завтра может и министров начнут возить.

– Да, пожалуй не стоит, – ответил чиновник.

Многое у нас не так. Но на то и независимость, самоуправление, сами собой управляйте, сами несите ответственность. Народ должен учиться, пройти путь на своих ошибках, доказать свою идентичность, а не гордится легионерами. Так ведь можно и армию заменить. Может она у нас тоже не самая лучшая, не самая подготовленная, но ведь не будут иностранцы умирать за эту страну в случае необходимости.

Где логика?

27 сентября 2021, 09:17

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.