Атырау, 24 сентября 22:37
 ясноВ Атырау +15
$ 425.02
€ 498.17
₽ 5.85

«Дырявый» получается Ashyq

11 286 просмотров

Система Ashyq внедрена с июня нынешнего года. Приложение было разработано для того, чтобы люди, зарегистрированные в базе Минздрава как здоровые, могли посещать общественные места без ПЦР-тестов. Я проверил на себе, справляется ли это приложение с поставленной задачей.

Для начала походил по торговым точкам, потому что туда мы ходим практически каждый день и там всегда много посетителей. Первой точкой был «народный» супермаркет возле моего дома. При входе включил камеру на телефоне и снял весь процесс. Внутри я не обнаружил ни одной таблички с QR-кодом, с которой мог бы сверить свой статус. Обошел весь магазин. Для полноты эксперимента даже спустил маску, но никого не заинтересовал. Зато заметил, как один сотрудник магазина сам без маски выкладывает продукты на витрины. Тут же неподалеку находится маркет сети «7 Я» – всё повторилось точь в точь. В «Идеале» тоже никому мой статус интересен не был.

В ТРЦ «Атырау» на входе стоял стенд с QR-кодом, но я решил «хакнуть систему» и пройти внутрь без использования Ashyq. И это удалось – охранник у входа равнодушно посмотрел на меня и отвернулся. Его можно понять – в день он видит сотни, если не тысячи таких, как я. Перед выходом из ТРЦ я поднес к табличке с QR свой телефон и сделал скрин статуса, – чтобы проверить еще один способ обойти Ashyq, уже в другом месте. Это был еще один популярный ТРЦ – «Байзаар».Там у входа стол, за ним сидят два сотрудника, у которых можно купить всё: маски, антисептик и даже одноразовые перчатки. Они попросили открыть приложение и поднести к табличке с QR-кодом, но моей хитрости со скрином «зеленого» статуса из другого ТРЦ, сделанным полчаса назад, не заметили. Подозреваю, что так, как прошел я, в магазины попадают еще многие люди с разным в реальности статусом. Ну и внутри примерно 30% сотрудников работали без масок на лице.

Потом прошелся по кафе. В бургерной Kazburger на входе ко мне подошла девушка и попросила отсканировать мой код. Я ответил, что пришел без телефона. Тогда она попросила продиктовать ИИН и проверила мой статус сама.

В «Шафране» было пусто, стендов с QR нет. Я свободно прошел внутрь и вышел обратно.

Для чистоты эксперимента зашел в банк. В отделении «Каспий банка» толпился народ. Подошел к сотруднице и попросил разрешение пройти дальше внутрь якобы посмотреть курсы валют. Она направила меня к монитору с курсами. Никаких статусов здесь не спрашивали. Я обошел весь зал и вышел вон.

Как ни странно, самым опасным сейчас местом можно назвать медицинские учреждения. Я пошел в городскую поликлинику №1. QR-таблички не было, правда, стояла девушка в маске и проверяла температуру с запястья инфракрасным термометром. Я спросил, почему у них нет Ashyq, но она промолчала.

При входе в ЦОН – в самое посещаемое госучреждение – у входа стояли две женщины и пропускали людей по статусу Ashyq. Быстро «прислонил» свой телефон к табличке, будто сканируя QR, показал им свой зеленый код и прошёл.

Стало интересно, а как защищает своих посетителей международный аэропорт. У входа в здание людей встречали два охранника.  Я снова провернул свой фокус со старым скрином статуса Ashyq. Они вскользь глянули на мой телефон, и я оказался внутри.

В чем я убедился в конце этого дня? В том, что обойти систему Ashyq нетрудно. Можно быть больным, иметь красный статус в базе Минздрава и легко ходить по общественным местам с фальшивым чужим статусом, заражая других. Друзья, когда узнали о моем редакционном задании, прислали интерактивный статус, на котором даже секунды его «действия» тикают. Но такой продвинутый лайфхак мне даже не пригодился – с успехом везде справился простой скрин. В ТРЦ, банках и даже поликлиниках довольно много людей без масок, никто не соблюдает дистанцию, будто пандемии и не было. Тогда в чем смысл всей это борьбы с ней?

Аршат ЕРМЕККАЛИЕВ

Фото автора

15 сентября, 10:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 707 37 300 37 и на editors@azh.kz