Политолог Досым Сатпаев, личная страница в Facebook
Сегодня в своем послании народу РК Касым-Жомарт Токаев, наконец, впервые признал то, о чем мы уже говорим не первый год. О саботаже любых госпрограмм со стороны громоздкого и неэффективного бюрократического аппарата, где многих набирали как лояльных, а публично спрашивают как с умных.
Как заявил К.Токаев: "Все, кто сомневается в курсе главы государства, не справляется с работой, возможно, хочет каким-то образом отсидеться, уклоняется от выполнения поручений президента, мне кажется, должны уйти с занимаемых постов. Сейчас мы вступаем в решающий этап нашего развития. Государственный аппарат обязан функционировать как единый механизм. Только в таком случае мы обеспечим достижение поставленных целей".
Но тогда выходит, что те послания, которые К.Токаев озвучивал с 2019 года, были также реализованы через пень колоду.
Ведь их реализацией занимался тот самый бюрократический аппарат, который любит "отсидеться", "уклониться" и вообще предпочитает сомневаться в том, что говорит и делает Акорда, другим глазом посматривая в сторону Библиотеки.
И такая же судьба может ждать послание 2021 года.
Кстати, в апреле 2020 года в своей статье: "Скелеты посткороновирусного" Казахстана я отмечал, что: "Реальной властью в стране обладает бюрократический аппарат, который и при Нурсултане Назарбаеве саботировал многие принятые и спущенные сверху программы развития. Этот саботаж продолжается и при Касым-Жомарте Токаеве. У нас давно уже возникло противоречие между громоздкой иерархией управления и более динамичной внешней средой, как результат неэффективности классической стратегии управления, которая больше подходит для стабильной и предсказуемой среды, но плохо приспособлена для более динамичных изменений и разного рода ЧС, когда над головами кружат целые стаи «черных лебедей». То есть тот бюрократический аппарат, который мы сейчас имеем, априори не приспособлен к быстрой реакции в случае появления форс-мажорных ситуаций и, самое главное, к оперативной эффективной реализации антикризисных решений".
А вот что касается призывов К.Токаева сделать так, чтобы "государственный аппарат функционировал как единый механизм", то это будет возможно только когда этот аппарат не будет состоять из большого количества внутриэлитных группировок, которые существуют только в матрице "патрон-клиентских" отношений и тянут одеяло на себя, в том числе внутри правительства. При этом понятно, что такая раздробленность госаппарата возникла не случайно, так как еще первый президент видел в этом один из эффективных механизмов контроля чиновников сталкивая лбами разные группы по принципу "разделяй и властвуй" и чётко понимая, что лучший внутриэлитный баланс это баланс компроматов.
И если вернуться к посланию, то в большинстве из тех государств, которые входят в список 30 развитых стран мира, и куда так стремится попасть Казахстан, никто не выступает с ежегодными посланиями к своим народам. Причина проста. В этих странах, за провалы в экономике и политике, люди могут спросить, в том числе через честные и конкурентные выборы, которых у нас как не было, так и нет.
К тому же у нас давно уже размыт конечный адресат всех этих посланий. Бюрократический аппарат в основном интересует, сколько денег выделять под очередные «амбициозные» программы, которые можно потом завалить. А народ давно уже устал ждать «светлого будущего», которое ему обещают уже 30 лет, так и не сделав комфортным текущее «настоящее».
К тому же ежегодные послания это уже вчерашний день, устаревшая схема общения власти и народа. Достаточно озвучивать раз в несколько лет лишь основные стратегические цели развития государства и затем жестко контролировать работу полностью обновлённого госаппарата, чтобы время и деньги не уходили в пустоту.
Именно последний пункт убивает смысл всех этих посланий. Когда в прошлом году мы проводили экспертный опрос, чтобы выявить основные причины управленческо-коррупционного хаоса в системе госуправления, то тогда большинство экспертов на первое место поставили «кризис компетенции и коррупцию на всех уровнях государственной власти».
На втором месте, шло «отсутствие эффективно работающих политических институтов (парламент, маслихаты, политические партии, местное самоуправление и др.), которые могли бы контролировать ситуацию в центре и на местах».
А на третьем месте стояла «коллективная безответственность. Нежелание чиновников всех уровней госуправления брать на себя ответственность за антикризисные решения».
В принципе, это классические болезни любой системы, где бюрократический аппарат превратился в самодостаточный, коррумпированный и кастовый организм, который трудно контролировать.
Я уже как-то приводил данные Счетного комитета, который заявил, что сумма неэффективно использованных бюджетных средств, выделенных в 2020 году разным госструктурам, составила 570 млрд. тенге. Но такая ситуация наблюдается уже в течение десятилетий, когда в топке коррупции, халатности, безответственности сжигаются миллиарды бюджетных денег, а в последние годы и деньги из Национального фонда страны, который из "фонда будущих поколений" давно уже превратился в личный кошелёк неэффективного правительства.