Алмаз Шарман, профессор медицины, член Американской ассоциации здравоохранения, личная страница в Facebook
Недавно были озвучены прогнозы развития эпидемии COVID-19 в Казахстане на ближайшие месяцы. Понятно, что многое будет зависеть от темпов вакцинации, вероятности появления новых вариантов коронавируса и дисциплины в соблюдении противоэпидемических мер. Да и начало школьных занятий скорее всего будет вносить определенные коррективы.
Говоря о долгосрочных прогнозах развития пандемии, я бы выделил три возможных сценария дальнейшего хода событий:
Первый – оптимистичный – это когда последующие варианты коронавируса окажутся неспособными преодолевать нашу иммунную защиту. В этом случае тотальная иммунизация в конечном итоге положит конец пандемии. Такое произошло в 1979 году с оспой, которую с помощью противооспенной вакцины удалось полностью ликвидировать. Нечто подобное сейчас в принципе наблюдается с корью, краснухой, дифтерией, полиомиелитом и другими вакцинно-управляемыми инфекциями.
Второй сценарий, если коронавирус выработает определенную устойчивость к вакцинам, однако за счет потери болезнетворных свойств. Это может произойти из-за того, что изменения шиповидного белка коронавируса в результате мутаций позволят ему ускользать от антител. Однако произойдет это ценой потери его способности прикрепляться к мишеням и, соответственно заражать клетки человека.
Подобное наблюдалось и раньше - с вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), который сумел выработать устойчивость к противовирусному лекарству ламивудину, потеряв при этом свои болезнетворные свойства. В принципе нечто подобное мы наблюдали и с нынешним коронавирусом – с его бета (южноафриканским) и гамма (бразильским) вариантами. Ускользая от вакцин, они в определенной степени потеряли способность заражать людей и поэтому были вытеснены более жизнеспособным Дельта-вариантом.
Третий, неблагоприятный сценарий – это если мутации приведут к тому, что коронавирусы выработают устойчивость к вакцинам, одновременно становясь более заразными. Именно этим отличается Дельта, и не исключено, что последующие варианты могут оказаться еще более заразными и вакцинноустойчивыми.
Понятно, что для стран с высоким уровнем вакцинации наибольшее беспокойство вызывает способность коронавирусов ускользать от иммунной защиты. В условиях же низкого охвата вакцинацией обеспокоенность в большей степени связана с повышенной заразностью и бесконтрольным распространением коронавирусов. Единственная надежда в обоих случаях такого сценария - на создание универсальных вакцин и эффективных противовирусных лекарств.
Следует упомянуть еще и риски возникновения чрезвычайно агрессивных, вариантов с летальность до 30 процентов, подобных тем, которые вызывали эпидемии коронавирусов SARS и MERS бушевавших в восточной Азии в 2003 и 2012 годах. С ними удалось справиться благодаря хорошо скоординированным противоэпидемическим мерам, а также активной вовлеченности граждан, чрезвычайно напуганных агрессивностью указанных штаммов коронавирусов.
Можно предположить, что в случае развития такого сценария вряд ли придется уговаривать граждан носить маску, а также убеждать в необходимости вакцинации. Они сами будут этого требовать. Однако следует помнить, что будучи паразитами, вирусам не выгодно убивать своего хозяина, то есть организм человека, в котором они размножаются.
Это в какой-то степени подтвердили ученые из Университета Emory, изучившие характеристики шести потенциально опасных для человека разновидностей коронавирусов, в том числе тех, которые вызывали смертоносные эпидемии SARS и MERS. Как оказалось, по характеристикам иммунного ответа нынешний коронавирус SARS-CoV2 не похож на своих агрессивных сородичей, а больше напоминает те разновидности, которые вызывают обычную простуду. Можно предположить в связи с этим, что COVID-19 превратится в обычную сезонную простуду наподобие гриппа, который бывает достаточно безобидным для одних людей, но может оказаться опасным для других.
Теперь уже становится ясным, что вакцинация скорее всего не приведет к полному уничтожению коронавируса. Он будет продолжать присутствовать среди человеческой популяции, хоть и скорее всего потеряет былую агрессивность. Иными словами, коронавирус превратится в то, что медики называют эндемической инфекцией. Он будет незаметно циркулировать, время от времени вызывая небольшие вспышки, причем в основном среди детей.
Почему дети? Только родившись, они постоянно сталкиваются с многочисленными бактериями и вирусами, с которыми их организм никогда ранее не имел дела. Дети постоянно учатся бороться с микроорганизмами. Именно поэтому они легче переносят коронавирусную инфекцию.
Наконец, следует отметить, что и между различными вариантами коронавируса существует конкуренция. Например, альфа-вариант, который вызвал весеннюю волну эпидемии, был вытеснен более заразной и устойчивой дельта-версией, которая под влиянием селекционного отбора скорее всего будет вытеснена новоявленными вариантами. Однако не стоит забывать, что коронавирусы представлены лишь 30 тысячами генетическими единицами, и можно надеяться, что возможности для мутаций у них ограничены, и когда-то все это должно завершиться.