
Для России невыгодно существование КТК ввиду того, что эта труба принадлежит не целиком стране. Об этом в комментарии российскому изданию «Век» заявил научный руководитель Института проблем глобализации, доктор экономических наук, действительный член РАЕН Михаил Делягин.
«КТК существует с прямыми нарушениями российского законодательства. Поскольку, согласно российским законам, наше государство не может иметь долю в закрытом акционерном обществе, а этот консорциум на протяжении многих лет, с 1992 года, как раз и являлся таковым. Для России невыгодно существование КТК ввиду того, что эта труба принадлежит не целиком нашей стране (как все остальные нефтепроводы), а где у России есть всего лишь доля – и не более того. То есть, мы всем этим, прости Господи, международным инвесторам почему-то дарим очень большие деньги!», - заявил Делягин.
«Они уничтожают природу наших курортных зон, - напомнил он, - и данный факт должен стать достаточным основанием для того, чтобы завершить эту бессмысленную аферу, в которую Россия влезла, начиная еще с 90-х годов. Нам уже давно пора перейти к прокачке нефти по национальным трубопроводам, а не по трубам, которые принадлежат представителям тех стран, которые пытаются нас уничтожить», - резюмировал российский эксперт.
Вот что об этом пишет телеграмм-канал KazService:
«Странная ситуация происходит вокруг розлива нефти на КТК, через который экспортируется казахстанская нефть Кашагана, Карачаганака и Тенгиза. Впервые за свою 20-летнюю историю КТК выплатил своим акционерам дивиденды, погасив весь долг перед своими акционерами.
Чистая прибыль КТК в 2020 г - $630 млн, а в 2019 г - $805 млн. С учетом расширения КТК прокачка нефти (ПБР Тенгиза, будущие этапы Кашагана) будет лишь увеличена, соответственно и прибыль. Казахстан имеет 1/5 часть акционерного участия в КТК.
Наше внимание привлекло заявление российского эксперта Делягина о необходимости национализации КТК. Но обо всем по порядку.
- 7 августа 2021 г. на морском терминале КТК при погрузке на выносном причальном устройстве (ВПУ) танкера Minerva Symphony произошел розлив нефти. Площадь розлива составила около 200 м2, объем - порядка 12 тонн.
- 8 августа ситуация была нормализована и не представляла опасности для местного населения, флоры и фауны Черного моря - заявление пресс-службы КТК.
- Вечером 8 августа Институт космических исследований РАН опубликовал снимок со спутника, сообщив, что по расчетам ученых нефть разлилась на площади почти 80 квадратных километров.
- Гендиректор КТК Николай Горбань сообщил, что первый появившийся снимок со спутника подтвердил площадь нефтяного пятна в 200 квадратных метров. Пятно на второй фотографии, которую сделали после шторма, не является нефтяным.
- Действительно, на снимках огромное пятно располагается на расстоянии 6 км от розлива нефти.
- 11 августа Следственный комитет РФ заводит дело по части 1 статьи 252 УК РФ — загрязнение морской среды.
- 12 августа глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев заявил "Интерфаксу", что утечка нефтепродуктов из КТК в Черном море не представляет угрозы для отдыхающих.
- Вечером 12 августа дело о нефтеразливе под Новороссийском квалифицировали по более тяжкой статье (по части 2 ст 252 УК РФ) — загрязнение морской среды, причинившее существенный вред водным биологическим ресурсам и окружающей среде. Максимальное наказание по части 1 статьи 252 УК РФ — арест до четырех месяцев. По части 2 — лишение свободы на срок до двух лет.
- 14 августа, научный руководитель Института проблем глобализации, доктор экономических наук, действительный член РАЕН Михаил Делягин делает заявление (читайте выше. - Прим ред.).
Очень странное и необоснованное заявление от российского эксперта.
Следует не забывать, что КТК на 90% заполняется казахстанской, а не российской нефтью. При протяженности нефтепровода в 1 510 км, 452 км составляет казахстанский участок.
При этом налоговые выплаты КТК в России по итогам 2020 года составили $284 млн, а в Казахстане всего $86 млн. То есть, 3/4 налогов при транзите казахстанской нефти оседают в бюджете РФ. При этом тариф за транзит нефти по КТК составляет $38 за тонну и является одним из самых высоких в регионе.
В Атырау -1