Атырау, 29 марта 17:21
 ясноВ Атырау +4
$ 448.15
€ 483.46
₽ 4.86

«Слабые провода не выдерживают напряжения. Надо менять СНиП»

12 772 просмотра

В эти удушающе жаркие дни главным виновником перебоев со светом горожане считают АО «Атырау-Жарык». Поднимается температура за окном, множится список вышедшей из строя бытовой техники, растет и накал страстей вокруг предприятия. "Не виноваты мы, в большинстве случаев – точно, эти сети нам не принадлежат", – говорит председатель совета директоров АО «Атырау-Жарык» Оразгали КАРШЕГЕНОВ (на снимке).

– Оразгали Тулеугалиевич, обосновывая повышение тарифа, энергетики говорят о необходимости замены сетей и оборудования. Тарифы повышаются, а проблемы с электричеством все равно продолжаются.

– Деятельность АО «Атырау-Жарык» по модернизации собственных сетей с заменой вышедшего из строя оборудования финансируется за счет т. н. инвестиционной составляющей тарифа, которая состоит из амортизационных отчислений и прибыли, включаемой в тариф исходя из балансовой стоимости электросетевых активов компании и расчетной ставки прибыли. Эта составляющая в тарифе 2016 – 2020 годов была на уровне 15%, а на 2021-2025 годы снижена до 12% от всех тарифных затрат. Учтенные в тарифе средства позволили произвести за 5 лет ежегодную модернизацию по одной системообразующей подстанции 110-35 кВ, от 60 до 105 км линий 110 и 35 кВ и по 4-7 городских ТП 6-10/0,4 кВ. В период с 2006 года по 2020-й по была произведена реконструкция 21 понизительной подстанции напряжением 110 и 35 кВ в Атырау и Атырауской области. Построено 713,9 км линий 110 и 35 кВ. За эти годы выполнена реконструкция 65 трансформаторных подстанций напряжением 6-10/0,4 кВ. Эту деятельность мы продолжим и в следующем 5-летии.

Однако корень проблем энергоснабжения не только в состоянии электросетей «Атырау-Жарык». Ведь кроме наших есть сети ГУ «Городской отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Атырау», ЭЧ-4 (владелец – «Казахстан темир жолы»), «самострой» или потребительские сети. Но в случае аварийных отключений нам приходится оперативно обслуживать все сети независимо от того, кому они принадлежат. Мы провели анализ поступающих жалоб – большинство из них касается электрических сетей, находящихся на балансе отделов ЖКХ Атырау и районных центров. В Атырау на балансе отдела ЖКХ 4 высоковольтные подстанции ПС-110/35/10/6кВ,   235,9 км воздушных линий электропередачи ВЛ-35/10/6кВ, 788,4 км воздушных линий ВЛ-0,4кВ, 91,9 км силовых кабелей КЛ-0,4-35кВ, 393 комплексные электроустановки ТП/КТП-10/6/0,4кВ и РП-48.

При этом за последние 10 лет городской отдел ЖКХ не проводил техническое обслуживание вышеуказанного электрооборудования, не говоря уже о его капитальном ремонте. Финансовые средства, выделенные согласно договору между АО «Атырау-Жарык» и ЖКХ Атырау, расходуются только на аварийно-восстановительные работы, замену какой-либо части электроустановки при выходе её из строя.


А как потребителям разграничить, где ваши сети, а где не ваши? Подозреваю, что списки улиц будут просто огромными. Поэтому давайте пойдем другим путем. Сети новых микрорайонов, построенных в рамках ИЖС и по различным госпрограммам – чьи?

– Есть специальные акты раздела сетей по балансовой принадлежности, и мы прекрасно знаем, где наши сети, а где чужие. Так вот, преобладающее большинство электросетей в новых микрорайонах, построенных за счет госбюджета, находится или должно находиться на балансе горЖКХ. Задача обеспечить их качественное строительство – не в нашей компетенции. Однако обеспечить их надлежащую эксплуатацию наравне с сетями, принадлежащими «Атырау-Жарык», в наших интересах. Мы решаем эту проблему в рамках договоров на техническое обслуживание и ремонт городских сетей, заключаемых с городскими исполнительными органами.

НЕ ХОТЯТ БЫТЬ ДЛЯ ВСЕХ ПЛОХИМИ

Недавно на брифинге начальник городского отдела ЖКХ сообщил, что электрические линии в городе изношены и требуют замены. Насколько изношены линии и когда они будут заменены? 

– Почему из года в год идет ухудшение ситуации? Потому что ситуация в корне не решается. Дело в том, что ЖКХ изначально проектировали и устанавливали слабые сети. Вот, к примеру, одно из последних обращений ЖКХ города – строится 24 новых дома, для которых предусмотрено всего 50 кВт, из расчета чуть более 2 кВт на дом. Но в наших климатических условиях этого недостаточно. Получается, что человек даже один кондиционер не сможет подключить. Мы отправили письмо, в котором указали, что подобная низкая нагрузка не соответствует нашим климатическим условиям. И получили ответ, что, извините, по СНиП РК 4.04-106-2013 положено 1, 96 кВт на коттедж. Для понимания – столько у нас потребляет одна сплит-система. И это действующие СНиПы – госэкспертиза запросы выше этих мощностей просто не пропустит. СНиП распространяется на весь Казахстан. Где-то эти правила оправданы, скажем, в Костанае, там такой жары не бывает. Подобные вещи нужно учитывать и, если для нашего региона не пересмотрят эти нормы, то проблема будет только усугубляться.

Вот такой замкнутый круг. А если мы не выдадим техусловия, то будем выступать в роли «врагов советской власти», плохими и для ЖКХ, и населения – люди-то хотят поскорее подключить дома к электричеству. Все эти новые районы, которые находятся на балансе ЖКХ – Самал, Жулдыз и так далее – были подключены из расчета даже меньше 2 кВт на дом. Соответственно, под эти мощности выбирали трансформаторы, сечения проводов. Мы доказали ЖКХ, что сети необходимо усилить. Они согласились, и с 2020 года ведётся работа по решению проблемных вопросов с уровнем напряжения в жилых районах Атырау. По данной программе было приобретено 50 трансформаторов, 26 из них уже подключено к распределительным сетям 0,4 кВ, остальные 24 планируется подключить до конца августа. Подчеркну, что все трансформаторы, устанавливаемые в разных районах города, монтируются в электрических сетях, находящихся на балансе ЖКХ. И потому слова о том, что за счет бюджета приобретается какое-то оборудование для «Атырау-Жарыка», в корне неверны. В 2021-2022 годах ЖКХ планирует приобрести еще 50 КТПнГ, и они тоже будут установлены в городских сетях. Монтаж оборудования мы взяли на себя и сейчас бесплатно его устанавливаем.


ПОЧЕМУ СЕТИ «ЛЕТЯТ» КАЖДОЕ ЛЕТО?

– Проблемы с электричеством возникают ежегодно, особенно в летнее время...

– Да, аномально жаркий период ежегодно становится причиной повышенных нагрузок на электроустановки и на силовое оборудование в целом. Все подключают системы охлаждения и кондиционирования воздуха – потребители в жилых домах частного сектора, многоквартирных домах, общественных и культурно- развлекательных центрах и т. д. При этом мощность каждой  системы охлаждения воздуха достигает от 1,5 кВт до 19 кВт. Ежегодно в период с июня по август при аномальной жаре идут постоянные жалобы на низкий уровень напряжения, а в остальные 9 месяцев жалобы практически отсутствуют. Это говорит о том, что при строительстве и выборе электрического оборудования были неправильно подобраны сечения проводов и кабелей, мощности силовых трансформаторов и другого оборудования. Если норматив расчетов при выборе электрооборудования не будет пересмотрен, то данная проблема так и будет ежегодно возникать в период летнего максимума. Отмечу также, что на качество электроснабжения влияют подключенные на первых этажах многоквартирных домов объекты: офисы, кулинарии, магазины, парикмахерские и т. д. Большинство из них  подключено к ВРУ-0,4кВ (устройства, предназначенные для приема, учета и распределения электроэнергии и защиты линий при перегрузках и коротких замыканиях), но такая мощность не рассчитана на нагрузку, которые несут электроприемники этих объектов. Несмотря на наши возражения, КСК выдают разрешения на подключение новых объектов к ВРУ-0,4кВ. Естественно, при этом количество жалоб от жителей на низкий уровень напряжения в домах только увеличивается. Но раз КСК дает согласие, то препятствовать работе бизнеса мы не можем.

Для того чтобы решить эти вопросы, нужно выделять дополнительные средства на техническое обслуживание и капитальный ремонт. Необходимо привести все сети и оборудование в надлежащее техническое состояние согласно нормам и техническим требованиям. А главное, я думаю, нужно передать сети в доверительное управление без дополнительных условий или на безвозмездной основе в энергопередающую организацию. Мы ведь и так на свой страх и риск обслуживаем и держим дежурный персонал на городских подстанциях, потому что не можем оставить без внимания эти объекты. В противном случае их тут же разберут на цветные металлы и от них ничего не останется. К сожалению, есть уже такой печальный опыт. Так были разграблены подстанции «Тендык», «Северная» и «Аэропорт». Они были построены государством еще при Бергее Рыскалиеве, подрядчики какое-то время держали там своих сторожей. А после их ухода неподключенные сети разворовали. А вот ПС «Старый город», «Кокарна», «Нурсая» «Жумыскер» мы успели подключить и сегодня содержим за свой счет.

Закон, позволяющий передать нам в управление городские сети, вышел в прошлом году, но пока реализация процесса связана с множеством проблем. И все же работа в этом направлении ведется.  

ОТКЛЮЧЕНИЯ ПО ПЛАНУ

 – Как вы готовитесь к летнему сезону, если каждый раз у потребителей есть жалобы?

– Пропускная способность электрооборудования на головных  ПС-110/35/10/6кВ АО «Атырау=Жарык» соответствует своим техническим параметрам, но в аномальную жару, действительно, превышение мощности и отсутствие расчетов для кабелей ввода в дом или квартиру при установке сплит-систем приводят к падению уровня напряжения до минимальных значений. Со своей стороны «Атырау-Жарык» ежегодно в полном объеме по утвержденному графику проводит модернизацию и реконструкцию находящихся  на балансе подстанций 110/35/10/6кВ, воздушных и кабельных линий 110/35/10/6кВ, трансформаторных пунктов 10/6/0,4кВ. Мы учитываем при этом увеличение объемов потребления и соответственно увеличиваем мощности силовых трансформаторов, сечение проводов. Благодаря этому пропускная способность электрооборудования соответствует быстрому темпу развития города Атырау и Атырауской области. Доказательством тому – данные о потреблении электроэнергии: в июне 2010 года оно составило 128 млн кВтч, а в июне  2021 года этот показатель составил почти  200 млн кВтч, то есть потребление увеличилось на 64%. В период с 2008 по 2021 гг. «Атырау-Жарык» провёл в своих электрических сетях полную реконструкцию и модернизацию всех подстанций 110/35/10/6кВ областного центра и всех головных подстанций 110/35/10/6кВ районных центров. Была произведена замена силовых трансформаторов и сечений провода с увеличением мощности, а также полная замена другого силового оборудования. Проведена реконструкция транзитных воздушных линий электропередачи 110кВ, соединяющих районные центры с АТЭЦ и подстанциями АО КЕГОК, при этом были полностью заменены на новые опоры СК и увеличена пропускная способность с увеличением сечения провода.

С чем связаны периодические «плановые» отключения света, на которые в последнее время жалуются жители?

– Когда вы ставите машину на техническое обслуживание в СТО, то ходите какое-то время пешком, не так ли? И у нас так же. В период с 15 апреля по 15 сентября «Атырау-Жарык» проводит техническое обслуживание, ревизию, а также капитальный ремонт электрооборудования на подстанциях и распределительных пунктах. Естественно, на время работ мы обесточиваем провода. Потребителей предупреждаем за 3 дня. Все работы ведутся по графику, чем и объясняется периодичность отключения света в разные дни и в разных районах. Объем отключаемого оборудования зависит от запланированных работ, но в целом по времени не превышает период рабочего дня. Иногда отключения связаны с неотложными работами на электроустановках, где требуется немедленное устранение неисправности, которое может привести к развитию аварийной ситуации.

И все-таки, каковы конкретные причины отключения электроэнергии в разных частях города? Есть мнение, что нынешние плановые отключения связаны с распределением электричества…

– Аварийное отключение воздушной или кабельной линии электропередачи зачастую связано с коротким замыканием на каком-то определенном участке. Короткое замыкание происходит  при нарушении технических параметров какой-либо части электроустановки, этому способствуют разные причины – например, сильный ветер, дождь, мокрый налипающий снег, гололед. Еще одна немаловажная причина – отсутствие технического обслуживания и контроля над состоянием электроустановки (пыль на трансформаторах, некалиброванные предохранители, отсутствие масла в трансформаторах и т. д.) со стороны владельцев частных сетей. Бывает, что на провода или электроустановки падают посторонние предметы – ветки деревьев, проволока, целлофановые мешки и т. д., или машины наезжают на столбы, кто-то проводит несанкционированные раскопки. «Атырау-Жарык» всегда в таких ситуациях восстанавливает электроснабжение.

ТАРИФ ПОВЫШЕН, НО ВСЁ РАВНО ОН САМЫЙ НИЗКИЙ В СТРАНЕ

Какие источники электроэнергии есть в Атырауской области в данный момент, кроме АТЭЦ? Какой объем энергии дает каждое предприятие?

– Кроме АО «АТЭЦ» источниками электроэнергии являются ТОО «KUS», ТОО МАЭК Казатомпром и ПАО Интер РАО. При возникновении дефицита мощности из-за проблем в работе генерирующих источников системным оператором АО КЕGOC принимаются меры по задействованию свободных мощностей электростанций ТШО и NСОС.

– В этом году повысили тариф на электричество. Потребители платят и все равно по полдня сидят без света. Расскажите подробнее, как распределяются средства.

– С 1 мая тариф на электроэнергию в нашей области составляет 5,44 тг за кВт/час для населения; 26,21 тг за кВт/час для потребителей, использующих электрическую энергию для производства товаров, работ и предоставления услуг; 31,47 тг за кВт/час для юридических лиц, финансируемых из государственного бюджета; 21,03 тг за кВт/час для потребителей, использующих электрическую энергию для производства и переработки сельскохозяйственной продукции и КГП «Атырау облысы Су Арнасы». Необходимо отметить, что это самые низкие тарифы по всей стране. Для сравнения, в соседнем Уральске тариф для населения 12 тенге за кВт/час, в Актау – 15 тг кВт/час.

Поставка электроэнергии осуществляется энергоснабжающей организацией ТОО «Атырау Энергосату». Увеличение тарифа связано с повышением отпускной цены энергопроизводящих организаций – ТОО «Атырауская ТЭЦ» и ТОО «МАЭК-Казатомпром». В структуру предельной цены на электрическую энергию ТОО «Атырау Энергосату» входят затраты, непосредственно относящиеся к реализации электрической энергии. Затраты на оптовую покупку электроэнергии от энергопроизводящих организаций – АО «Атырауская ТЭЦ», ТОО «МАЭК-Казатомпром», ТОО Karabatan Utility Salutions, ПАО «Интер РАО» РФ – составляют 68% в структуре отпускного тарифа. Далее услуги по передаче электрической энергии по сетям АО «Атырау-Жарык» составляют 23%. Одной из составляющих цены ТОО «Атырау Энергосату» являются также расходы на оплату услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки, оказываемых ТОО «РФЦ ВИЭ» – 4%. Системные услуги АО KEGOC по передаче электроэнергии по национальной электрической сети, по балансированию потребления тоже включены в структуру отпускной цены ТОО «Атырау Энергосату» – 2,6%. Доля снабженческой надбавки в отпускном тарифе ЭСО составляет всего 2% и включает в себя основном затраты на оплату труда персонала и прочие незначительные расходы, связанные с деятельностью по электроснабжения.     

КУДА ЗВОНИТЬ ЕСЛИ ЧТО

– При отключении света жители не могут дозвониться до аварийных служб АО «Атырау-Жарык». Как вы строите коммуникацию с населением?

– Мы признаем, что во время аварийных отключений воздушной или кабельной линии телефоны операторов диспетчерских служб бывают заняты. Ведь к ним в этот момент одновременно идет большой поток звонков. Операторы должны ответить и объяснить каждому абоненту, какие меры предпринимаются для исправления ситуации. Примите также во внимание, что после автоматического отключения электроэнергии дежурный персонал должен выяснить причину отключения, локализовать тот участок, где возникло короткое замыкание, и подать напряжение другим потребителям. Все эти действия занимают определенное время. «Атырау-Жарык» всегда открыт для диалога с потребителями, принимает все пожелания и жалобы в любой форме и в установленные сроки направляет ответы. Вы можете обратиться к нам по номерам телефонов и на страницах в социальных сетях:

https://www.jaryk.kz, https://www.facebook.com/atyrau.jaryk.

  • Городской РЭС ОДС, дежурный диспетчер: 8(7122) 32-36-36, 32-37-66, 99-42-67, 99-42-00
  • Жылыойский РЭС, дежурный диспетчер: 8(71297) 5-63-36, 7-24-75
  • Макатский РЭС, дежурный диспетчер: 8 (71235) 2-40-22
  • Махамбетский РЭС, дежурный ПС   8(71236)3-13-04
  • Курмангазинский РЭС, дежурный ПС 8(71233)2-53-03
  • Кызылкогинский РЭС, дежурный ПС 8(71238 )2-12-97
  • Индерский РЭС, дежурный ПС 8(71234 )2-18-44
  • Исатайский РЭС, дежурный    8(71231)2-07-07, 2-48-19

Зульфия ИСКАЛИЕВА

5 августа 2021, 15:43

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz