
20 июля центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) дополнил казахстанский сектор шпионского списка Pegasus. В нем оказались президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, премьер-министр Аскар Мамин и аким Алматы Бахытжан Сагинтаев, передает Радио Азаттык.
Сегодня ранее в списке по Казахстану было только пять имен – двух журналистов и трех общественников. Сообщалось, что всего «казахстанском списке» около 2000 номеров.
Касым-Жомарт Токаев сменил Нурсултана Назарбаева на посту президента в марте 2019 года после его почти тридцатилетнего правления. Токаев занимал различные должности в госорганах Казахстана – был министром иностранных дел, председателем сената. Когда в 2019 году Назарбаев подал в отставку, Токаев стал исполняющим обязанности президента и сразу же призвал к досрочным выборам, на которых при поддержке Назарбаева стал президентом. Международные наблюдательные организации назвали выборы несправедливыми. Токаев оставлял государственную службу в 2011 году, когда стал генеральным директором офиса ООН в Женеве. Там он проработал больше двух лет.
Аскар Мамин занимает должность премьер-министра Казахстана с февраля 2019 года. Он был назначен на эту должность еще Нурсултаном Назарбаевым и сохранил пост при Токаеве. Мамин восемь лет управлял НК «Казахстан темир жолы» ( апрель 2008 по сентябрь 2016), а еще ранее два года был акимом Астаны (ныне – Нур-Султана).
Бахытжан Сагинтаев ныне занимает пост акима Алматы. Руководить мегаполисом его назначил Токаев в июне 2019 года. С сентября 2016 года по февраль 2019 года был премьер-министром Казахстана, но его правительство было отправлено в отставку – тогда президент Назарбаев говорил о «слабой экономике» и «плохом состоянии банков».
OCCRP предполагает, что Сагинтаев стал мишенью в 2018 году. По другим фамилиям расследовательская группа не уточняет период слежки. Пока неизвестно также, кто выступил заказчиком слежки. Однако ранее в OCCRP отмечали, в списке значительное число представителей казахстанской «политической и бизнес-элиты, в том числе противников и предполагаемых сторонников [экс-президента Казахстана Нурсултана] Назарбаева».
«Включение в список не означает, что телефоны этих людей были однозначно взломаны, но как минимум позволяет предположить, что ими интересовался клиент NSO Group (разработчик шпионской программы Pegasus) – с наибольшой вероятностью, правительство Казахстана», – говорится в докладе центра.
Помимо Казахстана, по информации расследователей, разработку NSO Group используют власти Азербайджана, Венгрии, Мексики, Бахрейна, Индии, Индонезии, Марокко, Руанды, Республики Того, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов.
Программа Pegasus способно «проникать» в телефоны через обычные сообщения и «обновления» программного обеспечения и затем красть личные данные, следить за перепиской, включать микрофоны и камеры.
NSO Group своей миссией называет «создание технологий, помогающих государственным агентствам предотвращать и расследовать акты терроризма и преступления». Компания неоднократно находилась в центре внимания как фирма, чье ПО, которое классифицируется израильским правительством как «оружие», используется против правозащитников и журналистов.
Президент Франции и король Марокко - среди целей софта Pegasus
Данные расследования технологии Pegasus от израильской разведывательной компании NSO Group демонстрируют, что некоторые действующие, бывшие и будущие мировые лидеры были потенциальными целями шпионского программного обеспечения, передает Vlast.kz.
Так же, как министры, дипломаты и госслужащие, список, подтвержденный Проектом Pegasus демонстрирует, что премьер-министры, президенты и даже король Марокко Мохаммед VI есть в списке тех, чьи мобильные телефоны могли подвергнуться шпионской атаке.
Обычно эти высокопоставленные фигуры могли становиться целями для шпионажа из других стран – врагов, любопытных союзников или соседей. Это случаи президента Франции Эммануэля Макрона, президента Ирака Бархама Салиха и президента Южно-Африканской Республики Сирила Рамафоса.
Но действующие президент и премьер-министр Казахстана, нынешний президент Мексики и оба – король и премьер-министр Марокко - судя по всему, стали целями для софта Pegasus внутри собственных стран.
В заявлении для Проекта Pegasus, переданном журналистам Guardian, NSO Group заявили, что номера телефонов «не являются целями или потенциальными целями клиентов NSO». Компания также заявила, что Эммануэль Макрон и король Мохаммед VI «не являются и никогда не были целями для клиентов NSO Group».
Проект Pegasus – это коллаборация 80 журналистов из 17 медиа организаций, которая координируется французской неправительственной организацией Forbidden Stories. Номера телефонов глав государства и правительств были идентифицированы и проверены репортерами из списка в более чем 50 000 телефонных номеров в 50 странах. Этот список, как предполагается, представляет из себя номера телефонов, которые были выбраны для шпионских атак клиентами NSO Group.
Несмотря на отсутствие прямых подтверждений, веские косвенные доказательства дают основания полагать, что список телефонов представляет собой номера, которые были выбраны для шпионажа правительствами, использующими программное обеспечение Pegasus. Криминалистические исследования, проведенные на десятках телефонов из списка, подтвердили, что они заражены. Дополнительные признаки включают судебные протоколы судебного процесса WhatsApp против NSO, которые содержат перекрывающиеся данные, корреляцию с реальными событиями в мире и различные источники, которые предоставили внутреннюю информацию о NSO Group.
Из-за высокого статуса глав государств, журналисты не могли проводить подобную экспертизу на их телефонах.
Pegasus может заразить сотовый телефон без необходимости нажимать на ссылку, читать сообщение или отвечать на звонок. После установки Pegasus может извлекать данные, разговоры, контакты и журналы вызовов с телефона. Он даже может включать микрофоны и камеры для бесшумной записи звука и видео в реальном времени.
Выбор преемника
Среди первых лиц в списке для потенциального использования Pegasus были Касым-Жомарт Токаев, нынешний президент Казахстана, и Аскар Мамин, премьер-министр страны. Также в списке Бакытжан Сагинтаев, занимавший пост премьер-министра до февраля 2019 года.
Основываясь на данных и предыдущих сообщениях о том, что Казахстан использует программное обеспечение Pegasus, журналисты Проекта Pegasus приходят к выводу, что пользователем системы наблюдения, скорее всего, было казахстанское государство.
На момент вероятного использования против него программного обеспечения Pegasus - в 2017 и 2018 годах - Токаев еще не был президентом Казахстана. Он был спикером сената и первым среди претендентов на пост президента, который занял в 2019 году, когда эту должность покинул правивший страной без малого тридцать лет Нурсултан Назарбаев.
Назарбаев продолжает осуществлять значительный контроль над страной и носит звание Елбасы – лидера нации. Он является председателем Совета безопасности и правящей партии «Нур Отан», не подлежит судебному преследованию и сохраняет контроль над вопросами безопасности.
«Я считаю, что Токаев - это именно тот человек, которому мы можем доверить руководство Казахстаном», - сказал Назарбаев, передавая власть Токаеву. За месяц до этого он назначил Мамина вместо Сагинтаева на пост премьер-министра.
Телефоны Токаева и Мамина, судя по всему, были выбраны в качестве потенциальных целей для Pegasus, пока те еще занимали свои предыдущие должности: Токаев был председателем сената, а Мамин был первым заместителем премьер-министра.
По материалам Радио Азаттык и Vlast.kz
В Атырау 0