
Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) обнародовал первые имена правозащитников и журналистов, связанных с Казахстаном, мобильные телефоны которых были заражены шпионским программным обеспечением Pegasus, передает Vlast.kz.
"Почти 2000 казахстанских телефонных номеров появились в списке Pegasus, что указывает на то, что они были потенциальными целями программного обеспечения. В списке мало журналистов, но в нем фигурируют представители политической и деловой элиты страны, в том числе соперники и предполагаемые союзники Назарбаева", — сообщается на сайте OCCRP.
К этому моменту центр обнародовал имена пяти человек, связанных с Казахстаном, чьи мобильные телефоны могли быть взломаны Pegasus — журналист Серикжан Маулетбай, правозащитница Бахытжан Торегожина, журналист Бигельды Габдуллин и французские активисты Мартин Уильям и Квентин Гиллеман.
"Приведенные имена представляют собой небольшую выборку казахских номеров, выбранных для таргетинга. Появление в списке не указывает на то, что этот человек был окончательно взломан, но, как минимум, предполагает, что они представляли интерес для клиента Группы NSO — по всей вероятности, правительства Казахстана", — отмечается в материалах проекта.
Правозащитница Торегожина в телефонном разговоре с корреспондентом Vласти сообщила, что узнала о взломе этим утром и не была удивлена, потому что ранее подозревала, что ее телефон прослушивают.

"Я всегда замечала, что телефон иногда ведет себя странно. В связи с этим я постоянно меняла номера, сами телефоны, но, как видите, все это бесполезно. Сейчас я хочу узнать, как избавиться от Pegasus. Но, кажется, это практически невозможно, с этим нужно просто жить. Учитывая, что меня прослушивали в моем офисе - я два раза находила прослушивающие устройства, когда я работала с Искандером Еримбетовым (предприниматель, которого признали политическим заключенным - V). Мне поставили прослушку в салфетницу тогда", — рассказала правозащитница.
Торегожина считает, что причиной для взлома стали продвижение идеи мирных собраний и поддержка политических заключенных. Однако она не понимает, для чего ее телефон был взломан Pegasus, так как считает всю свою деятельность открытой и прозрачной.
"Нур-власти" хотят знать больше, хотя моя работа очень открытая и прозрачная. Только публичность помогает нашей работе, все, что мы делаем — мы публикуем в социальных сетях. Даже письма и газеты мы отправляем открыто по почте. Что они могут прослушивать, что еще хотят знать? Мою личную жизнь? Но моя личная жизнь на то и личная, чтобы только я о ней знала. Есть границы, которые ни власти, ни друзья, ни оппоненты не имеют права пересекать. Судя по тому, что я нахожусь в этом списке, даже если я куплю 10 телефонов — меня это не спасет", — отметила она.
Журналист Серикжан Маулетбай, чей телефон мог стать целью шпионского программного обеспечения Pegasus, намерен написать запрос в правительство и Акорду, чтобы потребовать объяснений. При этом журналист не удивился, когда нашел свое имя в списке потенциальных целей Pegasus, так как не один раз слышал, что он "неудобен многим госорганам".

"Эта новость не стала для меня неожиданностью. Я предполагал, что меня прослушивают. И появление расследования на таком уровне доказывает тот факт, что власти Казахстана всячески нарушают международные договоренности, права человека. Я активно пишу статьи с судебных процессов и вижу постоянные нарушения даже внутренних законов, на которые суды не реагируют. Поэтому я не удивлён. Мне скрывать нечего, я ничего противозаконного не делаю", — сказал Маулетбай в комментарии Vласти.
Он отметил, что причиной возможного взлома телефона стала его профессиональная деятельность. Маулетбай - один из немногих журналистов, который активно освещал недавние парламентские выборы, а в своих статьях подчеркивал факт незаконности постановления ЦИКа об ограничении работы наблюдателей. По словам журналиста, он множество раз задавал "неудобные" вопросы на пресс-конференциях, на которые так и не получал ответа. Кроме того, недавно Маулетбай запустил свой Telegram-канал "БЕСсимптомно", где освещает различную ифнормацию, включая митинги и акции протестов. Он активно выступает за то, чтобы госорганы стали более открытыми и изменили законы, регулирующие работу СМИ.
"Я не раз слышал, как я неудобен многим госорганам. Телефон я не планирую менять: ни номер, ни сам аппарат. Не вижу смысла. Если я им интересен, они поставят прослушку и на новый номер и смартфон. Хотя я часто замечаю, что телефон садится быстро. Но утверждать, что это из-за слежки — не могу", — отметил Маулетбай.
Он также призвал журналистское сообщество отреагировать на сообщения о слежке: "Я считаю, что журналистское сообщество должно отреагировать на сообщения о слежке и требовать ответа от властей почему они шпионят за нами. Завтра я напишу запрос в правительство и в Акорду и потребую объяснений".
OCCRP вместе с 16-ю мировыми медиа в воскресенье начали публиковать проект, который рассказывает о программном обеспечении Pegasus, с помощью которого в десятке стран мира велась слежка за телефонами журналистов, активистов, политиков. Среди стран, использовавших Pegasus, есть и Казахстан.
Pegasus — это проект компании NSO Group — израильской компании “киберразведки”, которая продает шпионские программы правительствам всего мира. В компании отмечают, что программное обеспечение предназначено для борьбы с преступностью и терроризмом. Однако журналистское расследование показало, что оно использовалось для слежки за журналистами, активистами, оппозиционными политиками и диссидентами.
В Атырау -1