
Жители Атырау уже который год находятся в заложниках коммунального безобразия, связанного с регулярными отключениями электричества, скачками и перепадами напряжения в электросетях. И подавляющее большинство потребителей просто не знает, куда обращаться за защитой своих прав, предпочитая выпускать пар в социальных сетях. «АЖ» выяснял, как надо действовать в той или иной ситуации.
Энергетика региона давно трещит по швам на фоне того, что энергопередающая организация АО «Атырау-Жарык» регулярно повышала тарифы, аргументируя это тем, что инвестирует доходы в инфраструктуру энергосетей. А что потребители получают взамен? Обесточенные дома и квартиры, вышедшую из строя бытовую технику и мучения в 40-градусную жару без кондиционеров и сплит-систем. В ответ же на возмущение населения коммунальщики чаще всего кивают на аномальные погодные условия.
Между тем подавляющее большинство потребителей электроэнергии Атырауской области является исправными плательщиками данной услуги (попробуй недоплати хоть копейку, тут же прибегут «резать» свет) и уже только на этом основании имеют право на ее качественную и бесперебойную поставку. А всё остальное – это проблема услугодателя. И, как считают юристы, переломить ситуацию способны только грамотные, законодательно обоснованные действия потребителей – причем в массовом порядке. Проще говоря, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. И вот какими должны быть ваши действия в случае, если из-за скачков электричества дома «полетела» бытовая техника.
– Действовать нужно оперативно и грамотно, – говорит директор юридической компании «ИЛСАМ» Марина МУХТАРОВА. – Первым делом необходимо составить акт. Он оформляется в произвольной форме с указанием даты, времени, адреса и описанием ситуации. Можно приложить фото/видеосъемку «сгоревшей» техники и устройств. Акт заверяется личной подписью, а также подписями двух-трех соседей и представителя КСК (если КСК имеется).
Далее нужно обратиться с претензией в адрес ТОО «Атырау Энергосату», поскольку именно с ним все потребители состоят в договорных отношениях и ему ежемесячно платят деньги. Впрочем, как показывает практика, все претензии данная организация перенаправляет в АО «Атырау-Жарык», а потому не лишним будет аналогичную претензию направить и туда, приложив копии акта, фото/видео с требованием возмещения причиненного материального ущерба. Адресаты обязаны предоставить мотивированный ответ в течение 10 календарных дней. А параллельно (либо дождавшись ответа) можно обратиться с жалобой в общественное объединение по защите прав потребителей или одноименный государственный департамент.
– Предъявляя требования и претензии, внимательно изучите Закон РК «О защите прав потребителей», на нормы которого необходимо ссылаться, а также прочтите договор с монополистом. Если договора нет или он устарел, заключите «свежий». И готовьтесь к возможному противостоянию с монополистом у судебного барьера, – советует М. Мухтарова.
ЗАЩИТНИКИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ОФИЦИАЛЬНЫЕ
На сегодня в Атырау существует сразу два общественных объединения, специализирующихся на защите прав потребителей: ОО «Потребительский альянс “Запад”» и ОО «Защита прав потребителей и развитие конкуренции по Атырауской области». Оба созданы совсем недавно, но уже предпринимают первые шаги в своей профильной деятельности.
– Согласно пункту 4 статьи 24 Закона «О защите прав потребителей» исполнитель услуги обязан предоставить надлежащее качество услуги, поэтому каждый житель области имеет право на получение бесперебойного, соответствующего государственным стандартам электроснабжения. Но не ждите, что монополист прибежит к вам с извинениями и кругленькой суммой в качестве компенсации за причиненные неудобства. Сдавайте вышедшую из строя технику в ремонт в сервис-центры или приобретайте новую, сохраняя при этом в обязательном порядке все чеки, счета-фактуры, накладные. Постарайтесь получить из сервис-центра заключение с указанием причины поломки – перепада электроэнергии. Всё это пригодится в дальнейших требованиях о возмещении ущерба, в том числе в судебном порядке, – говорит директор ОО «Потребительский альянс “Запад”» Тамара БАЙЛАУОВА. – По всем возникшим вопросам можете обращаться к нам. Нашим общественным объединением открыты площадки в Facebook (группа Батыс Тұтынушылар Альянсы и страница Потребительский Альянс Запад), а также telegram-канал, где мы принимаем жалобы от населения и оказываем консультации по различным нарушениям прав потребителей.
Что касается именно проблем с электроэнергией, то за последние десять дней в ОО «Потребительский альянс “Запад”» поступило уже свыше ста официально оформленных жалоб от населения. В основном это жители микрорайонов Химпоселок, Самал, Кара депо, Кокарна, Сельстрой, Авангард и улицы Муканова. Как считает Тамара Байлауова, пострадавших от некачественных услуг монополиста в разы больше. Просто население из-за правовой неграмотности не знает, куда обращаться.
Сейчас по всем жалобам ведется претензионная работа. Кроме того, эти обращения продублированы и в государственный департамент по защите прав потребителей Атырауской области.
– Чаще жалобы поступают в общественное объединение, хотя для того чтобы обратиться к нам, даже не надо выходить из дома. Достаточно иметь под рукой смартфон, – говорит директор департамента Алем УАЛИЕВ. – В этом году Комитетом по защите прав потребителей специально для населения открыта «Единая информационная платформа приема обращений по защите прав потребителей». К сожалению, о ней мало кто знает. Поэтому вовсе не обязательно писать возмущенные посты в соцсетях, тэгая всех, кто попадется под руку. Зарегистрируйтесь на платформе и высылайте официальное обращение в наш департамент. Если к нам обратилось по одному и тому же вопросу свыше 10 человек, мы имеем право назначить проверку, обратиться в суд. Кроме того, если услугодатель в течение 10 календарных дней не ответил потребителю на претензию, мы имеем также право наложить на него административный штраф.
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В «ТРЁХ СОСНАХ»
Открывая «боевые действия» против коммунальщиков, запаситесь терпением. Добиться справедливости непросто. Были случаи, когда, пользуясь существующей так называемой границей раздела электросетей, монополист попросту перекладывал ответственность на других. Так, трансформаторные подстанции принадлежат «Атырау-Жарыку», воздушные линии элетропередачи от подстанции до дома – отделу ЖКХ горакимата, далее всё, что в доме (в подъезде) – это уже территория КСК (кондоминиум), и наконец то, что в квартире – принадлежит потребителю. Это разграничение зон ответственности (а вернее, полная безответственность) дает возможность поставщику некачественной услуги переложить ответственность на других.
В таком случае, готовя иск в суд, можно обратиться с заявлением о проведении проверки электросетей. Заявление пишется в департамент Комитета атомного и энергетического надзора и контроля по Атырауской области (в копии «шапочки» укажите тот же «Атырау-Жарык», «Атырау Энергосату», отдел ЖКХ горакимата и КСК). Специалисты пройдутся по цепочке сетей, произведут замеры, выявят проблемный участок, и таким образом станет известна ответственная за него «контора», т. е. потенциальный ответчик, с которого уже в судебном порядке можно смело требовать не только возмещения материального ущерба, но и морального вреда.
В настоящее время ОО «Потребительский альянс “Запад”» уже обратилось с таким заявлением в областной департамент Комитета атомного и энергетического надзора и контроля о проведении проверки по адресам проживания написавших жалобы потребителей. Проверка проводится бесплатно. Кстати, организовать ее можно, не дожидаясь, пока дома перегорит вся техника или случится пожар. Испытывая постоянные неудобства из-за перепадов электроэнергии, потребитель имеет полное право обратиться в суд с требованием обязать ответчика наладить качественную поставку услуги, за которую он исправно платит.
Еще один немаловажный момент. Если вы решили самостоятельно отстаивать свои права, то при подаче иска в суд необходимо оплатить госпошлину – 1% с физлица и 3% с юрлица – от взыскиваемой суммы ущерба. Но если иск в защиту прав потребителя подается специализирующимся в этой сфере общественным объединением, то он госпошлиной не облагается. Выводы, как говорится, делайте сами.
И последнее. Не откладывайте защиту своих собственных прав и интересов в долгий ящик в надежде, что лето скоро кончится, нагрузка на электросети снизится и всё наладится. Следующее лето может стать еще более знойным, а электроснабжение еще более безобразным.
Лев ГУЗИКОВ
В Атырау -1