Бывший министр здравоохранения Казахстана Елжан Биртанов дал свидетельские показания в суде по делу экс-главы "СК-Фармация" Берика Шарипа, передает Sputnik.
Напомним, уголовное дело в отношении Берика Шарипа рассматривается по пункту 3 части 4 статьи 361 "Злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия", а также по части 2 статьи 287 "Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного бесствольного оружия, газового оружия с возможностью стрельбы патронами травматического действия, короткоствольного гладкоствольного оружия, а равно патронов к ним".
Экс-главу "СК-Фармации" обвиняют в массовом заражении врачей по Казахстану в период с апреля по май 2020 года из-за нехватки защитных костюмов. Судебное разбирательство в столице по делу продолжается.
В суде Елжан Биртанов, находящийся под домашним арестом, заявил, что обвинения в адрес Берика Шарипа в массовом заражении медиков несостоятельны, так как весной прошлого года не только в Казахстане, но и во всем мире сложилась критическая ситуация с дефицитом медицинских изделий, в том числе защитных костюмов для медиков (СИЗ).
"Мы видели, что РФ ввели запрет (на экспорт средств индивидуальной защиты), Иран, Пакистан, Индия, Турция. Единственной альтернативой была КНР. У "СК-Фармации" была задача проверять качество костюмов. Фактически эта работа круглосуточно велась. Много было аферистов еще, когда бракованные СИЗы поставлялись", – рассказал о сложной ситуации с заключением контрактов в мире в начале пандемии Елжан Биртанов.
Бывший министр здравоохранения пояснил, что в середине марта был указ президента о том, что в условиях чрезвычайного положения нужен особый механизм работы, в том числе по механизмам закупок. Президент, по словам Биртанова, поручил чиновникам принимать решения быстро, не боясь бюрократии.
"Мы вынуждены были принимать решение на ходу, с листа. Берик Шарипович к нам обращался, переживал по этому поводу. Я говорил не бояться, потому что президент дал команду. Просил все решения выносить на заседание штаба. Штаб практически ежедневно (проводил совещания) с регионами, в течение дня подключали штаб на уровне министерства", – рассказал Биртанов.
Также экс-министр заверил, что срыв поставок защитных костюмов в Казахстан весной прошлого года произошел не по вине "СК-Фармации", а из-за невыполнения условий контракта китайской стороной, с которой Казахстан работал на тот момент.
"Я глубоко убежден, что "СК-Фармация" и Берик Шарип никакого срыва не производили, тем более умышленного. Это был форс-мажор, это был срыв процессов в Китае. Китайская сторона нарушила условия контракта с казахстанской стороной. Соответственно казахстанская сторона нарушила сроки поставки с "СК-Фармацией". Это гражданско-правовые отношения, такое случается", – добавил Елжан Биртанов в суде.
Также в своих свидетельских показаниях Биртанов отметил, что Берик Шарип мог бы не рисковать и действовать по установленному регламенту: 60 дней для местных и 90 дней для зарубежных товаропроизводителей. Однако для того, чтобы ускорить поставки, "СК-Фармация" действовала быстро.
"На тот момент это было неприемлемо, мы торопили, все послы искали ткань и маски по всему миру. Поэтому, когда мы нашли и заключили сделку, считаю, что это никак не вина лично Берика Шариповича. Наоборот, он сделал все возможное, чтобы ускорить поставку СИЗ в Казахстан", – подчеркнул Биртанов.