Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов на своей странице в Facebook написал о том, что в его адрес поступают обращения предпринимателей относительно чрезмерного вмешательства в их деятельность антимонопольного органа. Ниже приводим его пост.
Проблема роста цен на социально значимые продовольственные товары
В мой адрес поступают обращения предпринимателей относительно чрезмерного вмешательства в их деятельность антимонопольного органа.
Отмечу, объектом внимания со стороны антимонопольного ведомства является рост цен на 19 позиций социально значимых продовольственных товаров (СЗПТ).
В борьбе с ростом цен на СЗПТ в отношении розничных сетей применяются жесткие точечные меры. Можно сказать, мы не извлекли уроков из прошлого. В конце 80-х из-за регулирования цен полки магазинов опустели, наблюдалась социально-экономическая разруха. Сегодня на дворе рыночная экономика, цены должен регулировать сам рынок.
Конечно, неоправданный рост цен съедает доходы граждан, но при чрезмерном ценовом регулировании возникнет дефицит СЗПТ, и мы вернемся к пустым полкам магазинов. Розница просто откажется от ассортимента СЗПТ, поскольку с одной стороны реализовывать их станет экономически нецелесообразно, а с другой – за превышение предельных цен торговцы будут жестко наказываться.
Точечные меры в отношении торговых сетей неэффективны в силу их невысокой доли в розничной торговле продовольственными товарами.
В наиболее развитых странах доля современных форматов (торговые сети) достигает в среднем 80% всего розничного рынка, в России данный показатель уже достиг 69%, в Беларуси – 61%, во Франции и Корее – 81%, в Австрии – 86%. В Казахстане же данный уровень едва достигает 31%. Получается, что государство своими мерами предоставляет неконкурентные преимущества для неконтролируемой розницы, где соблюдение предельных цен на СЗПТ, по сути, невозможно.
Я убежден, регулировать цены можно исключительно рыночными методами. Именно для этого и существуют антимонопольные органы. Привлекать розницу к административной ответственности неправильно.
Сети супермаркетов сами заинтересованы в низких ценах на СЗПТ и самостоятельно проводят работу с контрагентами по недопущению необоснованного роста цен данной категории товаров.
Поэтому важно выработать подход по внедрению ими инструментов антимонопольного комплаенса с использованием доработанного механизма мониторинга цен.
Принципами такого мониторинга должны выступать: сотрудничество, обоснованное доверие, законность, прозрачность, расширенное информационное взаимодействие.
Согласовывая внешний акт антимонопольного комплаенса, предприниматели заключают соглашение с антимонопольным органом – устанавливают «правила игры на товарном рынке». Их соблюдение гарантирует отсутствие рисков привлечения к ответственности.
А по СЗПТ мы предлагаем закрепить определенную надбавку. Это позволит покрыть затраты на транспортировку, хранение и т.д.
Контроль над принятыми обязательствами со стороны бизнеса можно осуществлять на постоянной основе посредством законодательно введенного в 2020 году механизма мониторинга цен.
Механизм предполагает, что предприниматели предоставляют сотрудникам антимонопольного органа доступ к информации по ценам как розничной реализации, так и закупа СЗПТ в реальном времени, с приложением подтверждающих материалов: счета-фактуры, накладные и т.д.
Инструмент обмена данными и документами заимствован из положений Налогового кодекса. Они предусматривают освобождение от каких-либо мер реагирования в отношении налогоплательщиков, заключивших соглашение о горизонтальном мониторинге (ст. 131 – горизонтальный мониторинг).
Я направил письмо Председателю Агентства по защите и развитию конкуренции Серику Жумангарину с предложением на базе антимонопольного органа создать аналитический центр с привлечением сотрудников причастных организаций.
Деятельность центра будет направлена на проведение ценового анализа на товарных позициях и установление причин возникновений негативных проявлений на рынке.
Это позволит системно подойти к проблеме роста цен на СЗПТ без применения карательных мер со стороны государственных органов. Нужно понимать, что предприниматели сами стали заложниками ситуации.