Новость о том, что компания NCOC собирается строить морские судоходные каналы по дну Каспийского моря, взбудоражила население. Хотя новостью это не назвать – общественные слушания по проекту «Обустройство объектов месторождения Кашаган. Морской комплекс. Морские судоходные каналы» прошли еще в конце сентября прошлого года.
Но петиция «Спасем Каспийское море от экологической катастрофы», опубликованная на международной интернет-платформе avaaz.org (авторы документа предложили наложить мораторий на любые работы по углублению дна и провести общественные слушания с участием местных исполнительных органов и NCOC) вызвала новую волну резонанса в социальных сетях и СМИ. В результате консорциуму ничего не оставалось, кроме как провести «круглый стол» в онлайн-режиме, чтобы ответить на вопросы.
«РАССМАТРИВАЛОСЬ ТРИ ВАРИАНТА – ВЫБРАЛИ МОРСКИЕ КАНАЛЫ»
В «кругом столе» приняли участие первый вице-министр энергетики Мурат Журебеков, вице-министр Асет Магауов, председатель Комитета экологического регулирования и контроля РК Зулфухар Жолдасов, его заместители, руководитель областного управления природных ресурсов и регулирования природопользования Кадыржан Арыстан, руководитель департамента экологии Алибек Бекмухамбетов и другие чиновники. Спойлер: никто из них, кроме Жолдасова, не выступил и не участвовал в ответах на вопросы.
Сначала слово взяли представители NCOC. Директор департамента по здоровью, труду и защите окружающей среды NCOC Нураш АЖИГАЛИЕВ сказал, что сгонные и нагонные явления – это серьёзное испытание для Кашаганского проекта:
– После 2019 года использование барж для нас стало невозможным, так как уровень моря снижается. Перед капитальным ремонтом на Кашагане в 2019 году мы получили прогноз о некотором снижении, в реальности оно оказалось большим, чем ожидалось: сильный ветер отогнал воду и уровень моря упал на 1 и более метра. Мы успели завезти баржи на острова. В 2020-м у нас почти полгода не было доступа к сателлитным островам, а там наши основные добывающие скважины.
По словам координатора проекта Оксаны ГОЛУНОВОЙ, для обслуживания морского комплекса изначально рассматривались несколько вариантов – суда и баржи на воздушной подушке/вспомогательная инфраструктура; сухопутные транспортные пути (эстакады) до производственных островов; морские судоходные каналы (МСК).
– Эти варианты были рассмотрены индивидуально и в комбинациях, чтобы определить оптимальное долгосрочное решение. И был выбран проект МСК, поскольку только каналы являются решением данной проблемы и дадут возможность провести капремонт в 2022 году, – сказала Голунова.
Надо отметить, что проект согласован, определен подрядчик работ – им стало ТОО «Спецмонтажстрой» (СП с участием казахстанской BI Group, греческой Archirodon и голландской Van Oord)
Проект МСК разделен на 2 очереди строительства – Западный подходной канал до острова D и внутрипромысловый канал, соединяющий остров D с беспилотными островами. Ширина канала составит от 80 до 115 метров. В проект также входит создание 10 разворотных бассейнов диаметром от 325 до 380 метров. Всего со дна моря будет вынуто свыше 18,5 млн кубометров грунта.
Дноуглубительные работы планируются с 2021 года до конца 2022-го. Как заверили представители консорциума, будет использоваться самое современное оборудование с наименьшим воздействием на морское дно, а также с возможностью обеспечения долгосрочной стабильности участков отвалов.
«ОТВАЛЫ СТАНУТ ПРЕГРАДОЙ ДЛЯ РЫБЫ»
Экоактивист Арман ХАЙРУЛЛИН отметил, что речь идёт о зоне нерестилищ и миграции рыбы.
– Из вынутого грунта вы будете делать отвалы, а почему не вывозить его или не транспортировать южнее на 50-60 км и там оставлять в более глубоководной части Каспия? Даже если отвалы будут в сохранности, то это 44 земляные горы общей площадью 21 кв. км. Я разговаривал с бывалыми морскими рыбаками – они говорят, что при миграции рыба наткнется на эту преграду и не станет почти за километр обходить ее – развернется и уплывет обратно. Так и разрушится природный баланс. Возможно, что рыба вообще перестанет заходить в Урал. Кроме того, каналы постоянно будет засыпать илом, соответственно их необходимо на системной основе обслуживать. Это в свою очередь будет системно нарушать тишину заповедных зон, тем самым отрицательно влияя на флору и фауну прибрежных зон. Вы рассмотрели возможные варианты обслуживания морского комплекса, почему не выбрали вариант строительства эстакады до островов? Это мосты, которые не повлияют на пути миграции рыбы и нереста, не будет уничтожаться донная живность Каспия, – сказал Хайруллин.
Заместитель управляющего директора NCOC Ермек МАРАБАЕВ ответил, что строительство эстакады остаётся в планах, но это дело будущего. Вариант изучен и находится на стадии выбора концепции.
– И если вариант эстакады материализуется в следующую фазу – инженерные расчеты, то это наше будущее. Надо немного подождать, – сказал Марабаев.
Кроме того А. Хайруллин предложил создать постоянную комиссию из активных общественников, раз в квартал выезжать на море, делать облеты и проверять выполнение работ.
Житель Атырау Дидар ХАМЗИН спросил, где судна на воздушной подушке, которые компания собиралась приобрести:
– Вы планировали закупить до 10 СВП, тем более, что уровень моря падает.
По словам Е. Марабаева, закуп СВП не нашел поддержки у акционеров, сейчас компания арендует только одно судно.
ТРЕБОВАНИЯ АКТИВИСТОВ И СЛОВО ПРЕЗИДЕНТА
На этом «круглом столе» группа экологических активистов презентовала обращение к министру экологии, геологии и природных ресурсов РК Магзуму Мирзагалиеву с требованием признать неправомочность и недопустимость прокладки морских судоходных каналов в акватории Северо-Восточного Каспия. По их словам, данная акватория является местом нагула морской ихтиофауны, зоной их миграционных путей и нерестовых площадей. Кроме того, именно в этой зоне отмечаются пути миграции каспийского тюленя, а на островах расположены их лежбища, места щенки и отдыха.
– Общественность до сих пор не получила полных прогнозных данных по изменению уровня Каспийского моря на весь период нефтедобычи компанией NCOC по крайней до конца срока действия Соглашения о разделе продукции – это 2038-й год. Насколько море будет отступать в своем регрессивном периоде, до каких пределов и как далеко уйдет от нынешнего своего уровня? В представленном проекте не представлены расчеты воздействия в целом на экосистему Северо-Восточного Каспия и влияния на гидрологический режим Каспийского моря, способность к самоочищению и саморегуляции, к восстановлению биоразнообразия, – сказала директор Центра эколого-правовой инициативы «Глобус» Галина ЧЕРНОВА.
Активисты требуют признать проект вредным и опасным с точки зрения сохранения и охраны окружающей среды региона; отозвать все согласования и выданные министерством экологии, геологии и природных ресурсов РК разрешения по данному проекту ОВОС; отменить результаты государственной экологической экспертизы по проекту ОВОС «Морские судоходные каналы»; добиться от компании разработки альтернативных предложений по развитию коммуникаций и обеспечению логистики Кашаганского проекта с учетом строительства эстакад, дорог и пр.
Насколько осуществимы сейчас эти требования? Вопрос, конечно, интересный. Дело в том, что проект согласован, контракт с подрядчиком подписан 15 марта. Кроме того, президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ на недавнем совещании по развитию Атырауской области говорил о полном освоении Кашагана, чтобы увеличить добычу нефти.
Нургуль ХАЙРУЛЛИНА