Россия и Казахстан разработали проект соглашения, призванного сохранить популяцию сайгака. Документ должен быть в ближайшее время подписан министерствами –природных ресурсов и экологии РФ и сельского хозяйства РК.
Два государства отныне будут вместе отслеживать маршруты и численность сайгака в приграничных районах, обеспечивать меры по сохранению поголовья. Одна только проблема: осталось ли кого сохранять?
– В прошлом году я видел нескольких сайгаков на границе Атырауской, Актюбинской и Мангистауской областей. В этом году не видел их вообще. Однако в некоторых местах наша группа натыкалась на экскременты сайги, из чего можно сделать вывод, что сайгака ещё не уничтожили окончательно, – говорит заведующий лабораторией эпизоотологии и профилактики особо опасных инфекций областной противочумной станции Федор САРАЕВ.
Главный бич для этого исчезающего вида животных – браконьерство. Борьбой с ним должно заниматься Атырауское территориальное управление лесного и охотничьего хозяйства.
– Отстрел сайги запрещён до 2020 года. А задержание на нашем счету пока одно: в селе Ганюшкино взяли гражданина Узбекистана с авоськой, в которой было 62 пары рогов сайгака, – говорит начальник управления Сактап АЛИПКАИРОВ. – Мы регулярно объезжаем степи. 20 июня этого года выезжали вместе с правоохранительными органами в район Балкудука. Браконьеров не обнаружили, зато видели небольшое стадо из 14 сайгаков. Ещё мы обращались в ДВД с просьбой предпринять меры в отношении тех людей, которые покупают рога животных. Никаких мер принято не было.
– Сколько человек у вас занимается охраной сайгаков?
– Мало. Госинспекторов в управлении всего 6 человек. Разве могут они контролировать 11 миллионов 800 тысяч гектаров Атырауской области? Кроме того, у браконьеров современные быстроходные джипы, а у нас УАЗики, на которых не догнать и собаку. Ещё проблема – «крыша», покровители браконьеров. Зачастую нам приходится просто разворачиваться на 180 градусов и уезжать восвояси. Чего тут скрывать, это всем известно, – разоткровенничался главный егерь области. – В общем, силы, сами понимаете, неравные.
– Что-то может измениться с подписанием соглашения между Казахстаном и Россией?
– Надеюсь. Лишь бы не опоздать. Недавно связался с коллегой из инспекции лесного и охотничьего хозяйства города Уральска – тот только руками разводит: они потеряли группу сайгаков, за которой наблюдали долгие годы. Животные как будто растворились.
– Сколько сайгаков вообще осталось?
– По моим данным, из волго-уральской группы, той самой, насчёт которой мы с Россией договариваемся, осталось не более 10-12 тысяч голов.
Анастасия ПАСТУХОВА