Атырау, 18 апреля 21:39
 будет пасмурноВ Атырау +14
$ 430.39
€ 515.52
₽ 5.68

Главный имам Атырауской области: "Длинные речи на поминках – это не по шариату"

10 272 просмотра

Хотя с момента принятия меню для поминок в стране прошел почти год, я не встречал людей, которые соблюдали бы правила и ставили на стол только 7 разновидностей блюд. В нашем интервью с главным имамом Атырауской области Алтынбеком УТЫСХАНУЛЫ – об отношении к поминальному рациону жителей нашего региона и о многом другом.

 

– Вроде бы меню было единогласно поддержано людьми и распространено в социальных сетях, но на практике никто его не придерживается…

– Конечно, сразу привыкнуть нелегко. Однако наиб имамы были свидетелями садака, которые проводились без расточительства. Многие приходили в мечеть и спрашивали, можно ли ознакомиться с принятым меню на садака. Разъяснительная работа продолжается через прихожан мечети и старейшин. На поминки человек идет не наедаться, а прочитать молитву за упокой души. Здесь достаточно лепешки, хлеба, сметаны, сахара, воды, чая и одного горячего блюда.

– Если приглашённый на поминки имам видит роскошный дастархан, может ли он покинуть это мероприятие?

– Нет, не может. Потому что не всё происходит сразу. Сейчас мы призываем владельцев ресторанов вести себя более активно, предлагать установленное меню для поминок. Кроме того, мы планируем на стройках новых мечетей предусматривать при них столовые. Они помогут покрывать расходы на зарплату имамам, и, что очень важно, станут примером того, как надо проводить поминки. Вот сейчас планируется построить мечеть на 2 тысячи мест, и мы попросили спонсоров, чтобы там были столовая и дом имама.  

– Недавно поступило предложение не проводить кузет. Это возможно?

– Фактически мы видим, что люди, которые собираются на кузет, обсуждают между собой какие-то житейские темы, тем самым доставляя моральное неудобство семье, у которых случилось горе. Родственники всё время думают, как бы услужить гостям, вместо того, чтобы оплакивать кончину близкого человека.

Обычно на кузет собирались те, кто хотел разделить горе, если чего-то не хватает – восполнить и подготовиться к завтрашним похоронам. Сейчас не так. Все проводят кузет в ресторане с тамадой, словно это торжество. Это неправильно.


«МИТИНГИ НА ПОХОРОНАХ И ДЛИННЫЕ РЕЧИ НА ПОМИНКАХ НИ К ЧЕМУ»

– Когда умирает известный человек, на похоронах организовывают небольшой митинг, где сослуживцы и родственники говорят о покойном надгробное слово.  Насколько это уместно, и предупреждают ли имамы заранее, что так нельзя?

– Да, мы видим, что проводятся такие митинги, на которых слово берут несколько человек, повторяя друг друга. Но не надо забывать, что мы все равны перед Богом, и неважно, руководителем ли был упокоившийся или нет. Эти разговоры неуместны, они ни к чему. Будет достаточно, если кто-то один расскажет, каким он был человеком, и  объявит день поминок.

– А как насчет тех, кто выступает с длинными речами на поминках?

– Давать слово гостям на поминках – это, во-первых, не по шариату, а во-вторых, отнимает чье-то время. Уместно, если самый близкий к покойному человек расскажет о нём, о том, какие добрые дела он совершил, чему у него можно было поучиться. И этого достаточно.

Имамы говорят, что лучше читать Коран-хатым в семье умершего. А чтение Коран-хатыма в нашем регионе обходится по цене барана – в 40 тысяч тенге. Есть ли фиксированная сумма за эту ритуальную услугу?

– Одно из главных благодеяний для упокоившегося – это читать Коран-хатым и молитвы. Совершить Коран-хатым означает прочитать Коран полностью. Его могут прочитать несколько мулл поочерёдно или один мулла в течение месяца.

Но неправда, что это благодеяние стоит денег. Если за прочтение Коран-хатыма кто-то решил поблагодарить, это можно принять в качестве пожертвования. Но требовать за это оплату неправильно. Даже если человеку, который прочитал Коран, ничего не смогли дать, то это не считается за грех.

«ПОПРОШАЙКИ МЕШАЮТ ПРИХОЖАНАМ»

– По пятницам двор мечети заполняется торговцами и нищими. Молящиеся жалуются, что это доставляет им неудобства. Можно ли здесь что-то сделать?

– Везде есть попрошайки. В некоторых регионах их проверяют и находят среди них вполне здоровых людей, которые решили заработать легкие деньги. Не всем можно доверять. Со стороны мечети их неоднократно предупреждали, но они сопротивляются и твердят, что не от хорошей жизни пришли сюда. При этом ведут себя некультурно, цепляются к прохожим, ходят за ними, буквально вынуждая подать милостыню. Чтобы исключить такое, мы внесли их список в благотворительный центр при мечети и сейчас принимаем по несколько десятков человек, чтобы раздать им принесенную прихожанами одежду и еду по списку, при этом просим их не стоять у входа.

Нищему нужны одежда и еда. Если ему этого мало, то мы рассматриваем вопрос через полицию.

В прошлом году на форуме имамов был принят документ «Культура возведения могил и их посещения». В чём его суть?

– Этот документ велит нам при посещении кладбища не говорить громко, не шутить, не трогать могилу, не общаться «заочно» с покойным.

Потом было сказано, как сделать надгробие – на нем нельзя ставить фотографию покойного, также нельзя писать аяты и суры, чтобы потом они не оказались под ногами. Достаточно написать имя, отчество, дату рождения и дату смерти. Или, например, не обязательно строить высокий мазар, высоты достаточно выше пояса. И вообще деньги, которые могли бы уйти на большой мавзолей, пусть лучше будут переданы на благотворительные цели.

Какие еще распространенные ошибки встречаются на похоронах?

– Нередко, когда тело умершего держат в доме до похорон, под него подкладывают горсть земли и забирают её на кладбище, чтобы положить в могилу. Но могилу следует засыпать землей с места раскопки, нельзя приносить почву извне. А эту горсть можно рассыпать по земле, где не будет ступать нога человека.

Точно так же многие на поминках не выставляют на стол вилки или нож – считают, что это к беде. Но такого нет ни в шариате, ни в традициях. Поставить на стол принадлежности для еды – это не грех.

Нурбейбит НУГМАНОВ

7 апреля, 15:08

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 707 37 300 37 и на editors@azh.kz