Атырау, 24 апреля 16:12
 ясноВ Атырау +19
$ 444.32
€ 473.33
₽ 4.76

Китай превращает соседей в колонии

5 434 просмотра

Китай контролирует уже 40% нефтяного и газового секторов Казахстана и выступает крупнейшим торговым партнером и инвестором почти всех стран Центральной Азии. Об этом пишет российская газета «Московский комсомолец» в материале «Последнее китайское заблуждение».

Автор материала по сути развенчивает миф о равноправном сотрудничестве Москвы и Пекина. А попутно на примерах показывает, как Поднебесная относится к своим соседям — большим и маленьким.

«За последние годы руководство России изрядно поднаторело в создании и поддержании мифов — о народе, о стране, да и о самом себе. Однако политические сказки, сочиненные на потребу электорату, имеют обыкновение разрушаться. Один из главных и усиленно культивируемых — миф об уникальном географическом положении России, которое якобы предопределяет ее "евразийскую" сущность, — проходит испытание реальностью в ходе визита премьер-министра Владимира Путина в Китай. И трещит по швам», говорится в статье.

В России склонны считать, что без России если не мировая экономика, то уж мировая логистика никак не обойдутся. А в идеале «хочется встать с колен на обе ноги, твердо поставив одну на Европу, а вторую — на Азию». Однако на деле получается, что Китай поднимается все выше, опираясь на внешнеполитический вектор Кремля. «Благодаря этому КНР стала третьей космической державой мира, обрела новую ресурсную базу вблизи своих границ и получила верного внешнеполитического союзника», пишет МК.

«Программа визита Путина в Китай демонстрирует, что равноправного партнерства с китайцами у нас не получается. Как и предвещал пятнадцать лет тому назад известный американский политолог Сэмюэл Хантингтон, повестку дня диктуют из Пекина, где давно привыкли к уступкам со стороны России, — говорится далее в материале. — В 2007—2009 гг. мы не могли скорректировать цену на нефть, поставлявшуюся по контракту с "Роснефтью". Пять лет не можем договориться о цене на газ, который хотим поставлять в Поднебесную с 2015 г. В 2009-м не смогли выторговать ничего полезного из программы пограничного сотрудничества, которая в результате свелась к освоению месторождений в России и строительству на китайской стороне промышленных предприятий по переработке нашего сырья, да еще десятков местных автомобильных и железных дорог и пограничных переходов, обслуживающих этот сырьевой экспорт. А "Партнерство ради модернизации" с Китаем и вовсе национальное унижение — ведь помогать России модернизироваться будет страна, двадцать лет назад продававшая нам разве что полотенца и термосы».

Ситуация складывается не в пользу России. Более 50% экспорта в Китай приходится на долю товаров минерально-сырьевой группы, а доля промышленных товаров сократилась с 20—22% в конце 1990-х годов до 1,5% сегодня. «Китай опустился с первой на пятую позицию среди покупателей российского оружия — но сейчас он производит его сам, часто пиратским образом, и конкурирует с нами за рынки слаборазвитых стран. Причем часто даже не ставит в известность. Зато Договор о дружбе от 2001 года обязывает нас "консультироваться" по всем серьезным вопросам мировой политики». Иными словами, «Россия давно превратилась не только в сырьевой, но и в политический придаток Китая».

Что же касается экономики, то у Китая, констатирует «Московский комсомолец», богатый опыт получения сырья из стран, к которым он относится как к колониям: от Мьянмы и Индонезии до Анголы, Зимбабве и Судана. «Поэтому к равной торговле в этой сфере китайцы просто не приучены — отсюда и "молчание Сечина" о том, как же была урегулирована задолженность КНР за поставки российской нефти, отсюда же и желание получать сырье по заниженным ценам в счет погашения кредитов "Роснефти" или "Транснефти"».

«Мы закапываем в землю трубы, ограничивая рынки сбыта и обрекая себя на ценовую кабалу. Мы, вообразив, что Китай может стать для нас альтернативой Европе, почему-то думаем, что пока еще даже близко не достигший европейского уровня развития Китай будет покупать у нас сырье по европейским ценам. Но Китай не ЕС; тут нет жесткого экологического законодательства, а основу энергобаланса составляет дешевый, в избытке добываемый в стране уголь, к цене которого китайцы и намерены привязать цены на нефть и газ. А это означает 35%-ный дисконт по сравнению с ценами, которые платят европейские покупатели».

А вывод из всего сказанного вытекает, скажем прямо, неутешительный: «"Главный союзник" России на Востоке решает свои экономические и политические задачи за наш счет». Последнее, думается, можно в равной степени отнести и к Казахстану.

Автор: Иван Приходько

Источник: «Республика»

17 октября 2011, 12:29

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz