Цены на морские перевозки выросли в несколько раз после того, как контейнеровоз Ever Given сел на мель, перекрыв Суэцкий канал, подсчитал Bloomberg. Об этом передает newsru.com.
Как пишет агентство, стоимость скопившегося у входов в канал груза, включая нефть, уже составляет $10 млрд. В настоящее время до 185 судов ожидают возможности пройти по маршруту, еще как минимум три заблокированы в самом канале. Ежедневно через канал проходит 50 судов. Агентство отмечает, что обозначить какой-либо одной величиной состояние цен на перевозки и влияние перекрытия Суэцкого канала нельзя, и тем не менее приводит ситуацию на некоторых направлениях.
Так, стоимость доставки 12-метрового контейнера из Китая в Европу выросла до $8 тыс., почти в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Прибыль очень больших танкеров (VLCC), перевозящих нефть с Ближнего Востока в Китай, выросла до $1371 в день. В то же время Bloomberg отмечает, что это направление, по сути, даже не было затронуто блокировкой Суэцкого канала. Фрахт судов Suezmax, которые обычно перевозят 1 млн баррелей нефти, стоит теперь около $17 тыс. в день, что считается максимумом с июня 2020 года.
Учитывая, что перекрытие канала может продлиться несколько недель, грузоотправители теперь взвешивают возможность отправки судов вокруг Африки в обход мыса Доброй Надежды. Однако это добавит 9,6 тыс. км к маршруту, а расходы только на топливо составят около $300 тыс. для супертанкера, перевозящего нефть с Ближнего Востока в Европу.
Компания Lloyd's List, данные которой приводит CNBC, подсчитала, что один час блокировки Суэцкого канала обходится мировой торговле в $400 млн (исходя из примерной стоимости товаров, которые проходят через канал ежедневно). Компания оценила в $5,1 млрд в день стоимость товаров, идущих в западном направлении, и в $4,5 млрд - в восточном.
Контейнеровоз Ever Given сел на мель и перегородил Суэцкий канал в ночь на 24 марта. Пока попытки снять судно с мели не увенчались успехом. Управление каналом сообщило, что начало углублять дно по периметру контейнеровоза с помощью земснарядов, а также откапывать песок и стягивать судно в фарватер.
По мнению экспертов, в первую очередь в инциденте виноват капитан корабля, основные потери несут страховые компании, а простой десятков кораблей может привести к росту цен на нефть на 10% и выше. По данным российского МИД, разблокировка торгового пути может занять несколько недель, что может стать самой продолжительной остановкой работы канала со времен арабо-израильских войн 1967 года и 1973 года, сообщает РИА "Новости".
Японская компания Shohei Kisen, которой принадлежит судно Ever Given, извинилось за сложившуюся ситуацию и заявила, что пытается сделать всё возможное, чтобы снять судно с мели. "Мы искренне приносим свои извинения за то, что причинили серьезное беспокойство судам, которые должны были проходить в этом районе, а также всем тем, кто имеет отношение к навигации по Суэцкому каналу", - говорится в сообщении на сайте компании. Кроме того, компания подтвердила, что утечек нефтепродуктов нет, никто из членов экипажа не травмирован.
Вокруг заблокировавшего Суэцкий канал судна углубляют дно
Советник египетского президента заявил, что движение через Суэцкий канал будет восстановлено не позднее чем через три дня, передает DW.
Участники операции в Суэцком канале начали углублять дно вокруг севшего на мель контейнеровоза Ever Given. С помощью экскаваторов от передней части судна убирают песок, девять гигантских буксиров пытаются вытянуть контейнеровоз в более глубокую часть канала, сообщила базирующаяся в Египте администрация канала в четверг, 25 марта.
Предполагается, что консультационную помощь египетским специалистам будет оказывать нидерландская компания SMIT, эксперты которой уже прибыли на место инцидента. Это одна из крупнейших международных компаний, специализирующихся на сфере морских спасательных работ.
Между тем советник египетского президента Абделя Фаттаха ас-Сиси по вопросам морских портов предположил, что проблему с севшим на мель контейнеровозом в Суэцком канале удастся решить не позднее чем через три дня. Движение по каналу, соединяющему Средиземное и Красное моря будет восстановлено "самое позднее в течение 48-72 часов", заявил агентству AFP Мохаб Мамиш, ранее возглавлявший администрацию Суэцкого канала. "Я знаю каждый сантиметр канала", - указал он и сообщил, что в прошлом он лично видел множество спасательных операций.
Ранее глава компании Boskalis, которая участвует в операции по снятию контейнеровоза Ever Given с мели, в эфире нидерландского телеканала Nieuwsuur заявил, что Суэцкий канал может оставаться заблокированным еще несколько недель. "Он сейчас как огромный выбросившийся на берег кит. На песке оказалась колоссальная тяжесть. Возможно, нам придется сочетать разные методы - снять с судна контейнеры, топливо и воду, использовать буксиры и размывку песка", - цитирует слова главы Boskalis Питера Бердовски агентство Reuters.
Компания Boskalis, оказывающая услуги в сфере строительства и содержания морской инфраструктуры, в 2014-2015 годах проводила дноуглубительные работы при прокладке нового русла канала.