К своему 30-летию наша редакция открывает рубрику «О чём писал «АЖ», в которой мы вспомним некоторые материалы, имевшие в своё время большой общественный резонанс. Одна из больших трагедий в истории региона - падение ракеты на частные дома в 1975 году, в результате чего погибли 8 человек. Как всё было, и почему это произошло – в материале «АЖ».
18 февраля 1975 года. Обычный гурьевский зимний вечер: на Урале сидят рыбаки, горожане возвращаются с работы, а кто-то уже дома и приступает к вечерней трапезе. И в этот момент на самой последней улице городской окраины раздался страшный грохот. Густая пелена дыма, разбитые стекла напоминали кинокадры военного времени. В это время ещё никто не знал, что на два частных дома - номер 80 и 82 по улице Баутина (сейчас Нысанбаева) упала боевая ракета. Дома Сундетовых и Мухамбетовых были полностью разрушены. Взрыв унёс жизни восьми человек, пятеро из которых - дети. Четверым жителям этих домов удалось выжить, но некоторых из них смерть «догнала» спустя какое-то время после трагедии.
Согласно архивным данным КНБ, в тот злополучный день в 17:15 минут по московскому времени во время военных учений из Астраханской области, в сторону полигона "Макат" был произведен пуск ракеты, которая предназначалась для поражения радиолокационной мишени. По требованиям безопасности перед такими запусками в ближайший аэропорт должен поступить сигнал, чтобы там отключили локатор. Но в этот раз российские военные почему-то не предупредили об испытаниях. А локатор гурьевского аэропорта как раз работал в сантиметровом диапазоне, совпадавшем с программой ракеты. В результате она «сбилась с курса» и упала на жилые дома.
На месте падения ракеты образовалась воронка диаметром свыше восьми метров. В той яме нашли и погибших, и раненных. Сотрудники КГБ сразу же огородили место происшествия и приказали всем молчать о случившемся. Однако среди горожан долго ходили слухи; говорили об упавшей ракете, или бомбе, или артиллерийском снаряде. Областная прокуратура возбудила уголовное дело, которое вскоре передали в военную прокуратуру, позже дело направили в Москву. Однако виновных не нашли, и дело было закрыто. Позже документы вернули в Гурьев и положили в сейф с грифом «Секретно». Многие годы эта трагедия замалчивалась, и именно «Ак Жайык» первым из казахстанских изданий рассказал о ней в конце 90-х годов – статья называлась «Смерть с неба и печать на уста».
...Через четыре дня Гурьевкий горком организовал похороны погибших. Горожане знали, что погибли люди. Из Сундетовых остались живыми дети, которые играли на улице, и глава семьи, который был на дежурстве. Из Мухамбетовых – ученица 10-го класса. Пострадавшим дали квартиры, купили бытовую технику, обеспечили продуктами питания. Но погибших было уже не вернуть.
«ТАМ ПОГИБЛА МОЯ ОДНОКЛАССНИЦА»
Житель этой улицы Бауыржан ХУСАЙНОВ до сих пор помнит тот грохот. От взрыва погибла его одноклассница.
- Я тогда учился во втором классе. Мои братья играли на улице в хоккей. Родители попросили меня позвать их на ужин. Как только я вышел на улицу, послышался такой сильный грохот, что я оцепенел. Тогда мои братья забрали меня домой, и мы долго прятались в доме, - рассказывает Бауыржан Хусайнов. - Родители не выпускали нас на улицу. Позже мы с ребятами все-таки пошли посмотреть, что же там случилось. Увидели большую яму, но старшие прогнали нас. Я узнал, что ракета упала на дом моей одноклассницы, её звали Жамал. Она всегда играла с нами, была очень хорошей девочкой. В тот день она погибла. Еще пострадал дом моего одноклассника по имени Тилек – рухнула стена. Эх, если бы ракета упала чуть подальше, то она взорвалась бы в степи, так как после Баутино жилых домов уже не было. Очень жаль, что из-за халатности военных погибли люди.
СМЕРТЬ ДОГНАЛА ЧЕРЕЗ ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА
Одному из оставших в живых, в то время 18-летнему парню, сейчас 63 года. Но он больше не хочет вспоминать о трагедии, в которой потерял своих близких. Конечно, ему тяжело жить с этим почти полувека. Его отец, который уцелел в момент взрыва, так сильно переживал, что через четыре месяца умер от остановки сердца.
Фархат АБИЛОВ
Коллаж автора