Недавно Касым-Жомарт ТОКАЕВ поручил увеличить квоты на процедуры экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) для казахстанских семей.
Согласно открытым источникам, каждая 10-я семья в нашей стране обращается в клиники репродукции. И если в 2020 году было выделено чуть более 1 тыс. квот, то в нынешнем по программе «Аңсаған сәби» ("Долгожданный младенец") планируется увеличить эту цифру до 7 тысяч.
А пока ситуация такая, что в прошлом году для Атырауской области было выделено всего 37 квот. Из них 9 размещено в местной специализированной клинике, остальные 28 – в клиниках Алматы и Нур-Султана.
Отметим, что квоты по регионам распределяются согласно плану министерства здравоохранения. На наш вопрос «Сколько в этом году запрошено квот для нашей области?» в облздраве ответили лишь, что их количество на 2021-й год ещё не определено.
– То,что выделяется на сегодня – это, конечно, мизер, – говорит руководитель местной клиники. – Есть женщины, которые по 5 лет не могут забеременеть, есть по 10, а то и больше. И не у всех есть возможность пройти платную процедуру ЭКО, которая стоит 1-1,5 млн тенге. Если будет увеличение квот – считаю, что распределять их надо в специализированные клиники на местах, в том числе в Атырау, чтобы женщины не тратились на дорогу и проживание в столицах.
ПРИВЕТ ОТ ЭКСПАТОВ
Два года назад в Атырау успешно прошла ЭКО голландская семья экспатов, после этого у них родился ребёнок, голландцы уехали на родину и оттуда присылали местным репродуктологам фото своего малыша. Есть и другие семьи, которые присылают фото или даже заходят в клинику с ребёнком, делясь радостью.
– При этом результат необязательно достигается в 100% случаев. Бывало, что успешной оказывалась только вторая попытка, – говорит директор атырауской клиники и продолжает:
– К нам обращаются в основном семейные пары. А, скажем, одинокие женщины за 40 – очень редко. Может быть потому, что предпочитают поехать на ЭКО в другие города, где их никто не знает. И это их право и выбор.
– А есть для таких случаев доноры спермы?
– Есть.
– А суррогатные матери?
– Тоже есть, но очень редко. Было у нас женщина, которая выносила и родила ребенка для одной семейной пары. Процедура прошла успешно.
СЧАСТЬЕ БЫТЬ МАМОЙ
В ходе подготовки материала я вспомнила две связанные с нашей темой истории. Сестра моей подруги живёт в Алматы. Жила с мужем, но несколько лет после свадьбы не могла забеременеть. Обследование показало, что она не может зачать естественным путем, и врачи посоветовали совместно с мужем сделать ЭКО. Но тот был категорически против. Она настаивала, и кончилось тем, что брак распался. Женщина не хотела лишать себя радости материнства, но теперь речь уже шла об оплодотворении донорской спермой. Она пошла на это, причём родились мальчики-двойняшки. Воспитывает их одна, при этом каким-то образом успевая делать неплохую карьеру в банковской сфере. Сейчас её мальчишкам по 10 лет, они отличники в школе. Она счастлива.
А еще одну женщину я случайно встретила в магазине на проспекте Азаттык. На вид лет под 50, она была со спутником, и вместе с ними – два очаровательных ребенка лет пяти. Как-то завязался разговор, женщина оказалась общительной, и я узнала её историю. Пять лет назад, в 42, она встретила мужчину, который стал ей мужем. До этого не рожала, а возраст уже не девичий – они совместно решили пройти ЭКО. Накопили около 2 миллионов тенге и поехали в Алматы.
Процедура прошла успешно с первой попытки. «Репродуктологу удалось забрать несколько яйцеклеток, и он спросил у меня, сколько из них я желаю подсадить к стенке своей матки – одну или две. Я говорю: «Давайте две!». Никогда не забуду тот момент, когда мне сообщили, что обе яйцеклетки прижились. Слёзы потекли рекой, слёзы радости, – рассказала женщина. Сейчас они с мужем растят своих чудесных близнецов. И счастливы.
После этих тёплых историй хочется пожелать всем стремящимся достичь этого счастья. Счастья материнства.
Айнур САПАРОВА
Фото автора
Справка «АЖ»
Квота активна только в том году, в каком была выделена. Если процедура ЭКО прошла неудачно, то для повторной попытки надо становиться в очередь заново, либо же платить.