Завод «Азия Авто» (67,9% принадлежит «Бипэк» Анатолия Балушкина) в Усть-Каменогорске остановил сборку автомобилей Lada. Об этом сообщает «Коммерсант» со ссылкой на источники, передает РБК.
По информации издания, конвейер остановили еще в ноябре в связи с претензиями властей.
В начале февраля специализированный межрайонный экономический суд Нур-Султана удовлетворил иск Министерства индустрии и инфраструктурного развития к заводу и постановил вернуть государство почти 174 млрд тенге (более 30 млрд руб.) полученных льгот.
Заводу «Азия Авто» возвращали утильсбор и предоставлялись льготы на основании соглашения — компания должна была выполнить обязательства по введению в эксплуатацию мощностей по промышленной сборке, однако не сделала этого.
Сейчас на производстве начались массовые сокращения. Аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов заявлял, что после 10 марта почти 2 тыс. сотрудников «Азия Авто» останутся без работы.
На АвтоВАЗе сообщили «Коммерсанту», что сейчас изучают различные варианты сохранения присутствия марки Lada в Казахстане и обслуживания местных клиентов. В компании отметили, что Казахстан исторически является ключевым экспортным рынком для автогиганта. При этом «Азия Авто» долгое время лидировала по сборке автомобилей в стране.
«Коммерсант» отмечает, что в связи с закрытием завода в Усть-Каменогорске в январе продажи Lada в Казахстане сократились на 37%, марка упала на четвертое место в рейтинге. По итогам 2020 года Lada заняла второе место в стране по количеству проданных машин, незначительно уступив Hyundai.
В апреле 2020 года, когда Россия ушла на самоизоляцию, АвтоВАЗ сообщал о трехкратном падении продаж по сравнению с мартом. В июне динамика стабилизировалась, и продажи практически вышли на докризисный уровень.
По итогам сентября 2020-го автогигант сообщал, что продажи на российском рынке машин марки Lada выросли более чем на 6%. В январе 2021-го компания повысила цены на машины на 10-39 тыс. руб.