Перебои с бензином продолжаются. На заправках по-прежнему вереницы машин, горючее отпускается либо по карточкам, либо по талонам. Время от времени появляется в свободной продаже. Дефицит на 95-ую марку привёл к резкому скачку цены – на заправках «Нур» высокооктановый продается по 160 тенге за литр. Говорят, что поставки ГСМ ограничены по всему Казахстану. Что до причины – то все, кто имеет отношение к топливному рынку, разводят руками.
В свою очередь правительство пытается как-то разрулить ситуацию. К примеру, закупает 50 тысяч тонн высокооктанового бензина в России. Странное решение. Ведь власти сами ранее утверждали, что высокооктановый российский бензин стоит дороже, поэтому закупать и реализовывать его нерентабельно.
Также стало известно, что Казахстан рассматривает возможность проведения толлинговых операций (операции по переработке давальческого сырья) с КНР. «Чтобы снизить зависимость от России, мы договариваемся о толлинге, в том числе и с китайскими НПЗ. Чтобы, поставив определенный объём нефти, завозить на рынок, скажем, высокооктановый бензин и иметь большую ценовую свободу», – заявил главный нефтяник страны С. Мынбаев.
Попытки государства удержать цены на ГСМ (а значит – инфляцию) любой ценой выглядят противоречиво и вызывают множество вопросов. Такой же сомнительной кажется версия о том, что на трёх казахстанских НПЗ уменьшились объёмы переработки. Ведь ни один из двух крупнейших поставщиков ГСМ в Атырау – ни ТОО «Гелиос», ни АО «КМГ-Онiмдерi» – не говорит о снижении объёмов поставки.
Вот, что нам сказали на одной из заправок «Гелиоса»: «То, что нет бензина – не наша вина. Бензин у нас есть, мы за два дня продаем столько, сколько в прежнее время продавали за неделю. И всё из-за того, что наши конкуренты перестали продавать бензин. Но мы не можем обеспечить весь город. К тому же у нас обязательства перед корпоративными клиентами, в первую очередь мы стараемся обслужить их. Если мы перестанем выполнять свои обязательства перед ними, то весь город встанет – та же “скорая”, пожарные... Завод отпускает нам топливо без ограничений».
На официальный запрос «Гелиос» отвечать отказался, мотивируя тем, что никаких комментариев СМИ они сейчас не дают.
Самое смешное, что то же самое с момента возникновения ажиотажа твердят и в «КМГ-Онiмдерi». Мол, бензин на заправках «КМГ» есть, но из-за того что его нет у конкурента, компания не справляется. Информация взаимоисключающая, кому верить – непонятно.
Свою точку зрения по бензиновому кризису высказали представители общественных организаций.
Председатель НПО «Арлан» Макс БОКАЕВ: «Я считаю, что парадокс не в том, что бензин дорогой, а в том, что его нет. Ведь у нас три НПЗ – они, казалось бы, должны залить страну бензином. Но мешает монополизм и неповоротливость. Нет реальной конкуренции. Есть огромная корпорация в лице “КМГ” и “Самрук-Казына”. Сейчас вся нефть гонится за рубеж, потому что там за неё дают хорошие деньги. У нас её невыгодно продавать. Но когда нефть за границей упадёт до 50 долларов, у нас бензин всё равно будет дорогой, потому что монополисту нужно получать барыши внутри страны.
А то что все три завода – атырауский, павлодарский или шымкентский – мол, остановили на плановый ремонт, и поэтому снизились объёмы, – это всё отговорки. Если бы с наших предпринимателей сняли путы и позволили завозить ГСМ, то они в течение 3-4 недель залили бы город высокооктановым бензином».
Председатель «Каспий Табигаты» Махамбет ХАКИМОВ: «Одна из главных причин–это цена на топливо. В Казахстане, по сравнению с другими странами СНГ, наиболее дешёвый бензин. Этот факт не даёт покоя производителям топлива, и они не успокоятся, пока не доведут цены до СНГовского уровня».
Что касается цен на социально значимые марки топлива, то, по данным управления предпринимательства и промышленности, правительство ещё не определило предельную стоимость Аи-92, АИ-80 и дизтоплива.
В целом, комментируя ситуацию с бензином, премьер-министр Карим Масимов заявил, что рынок ГСМ будет трясти до 2014 года – пока не завершат реконструкцию трёх существующих НПЗ. Очень обнадёживающе. Особенно на фоне любопытной картины, которую довелось наблюдать на днях сотруднику нашей редакции: в районе ж.-д. переезда на ул. Атамбаева с бензовоза продавали бензин, машины выстроились в очередь и скупали горючее канистрами. Так проблема, может быть, не в реконструкции заводов? Может, просто бензин идёт мимо нас?
Сауле ТАСБУЛАТОВА
Фото В. Истомина