Московский областной суд отклонил жалобу адвокатов на продление Алексею Навальному срока задержания до 15 февраля, передает Русская служба BBC.
На вопрос судьи, все ли [в решении] ему понятно, Навальный ответил: "Мне все было понятно до начала заседания суда, спасибо".
Защита политика просила отменить постановление Химкинского городского суда, вынесенное 18 января, о "продлении задержания" на 30 суток. По мнению адвокатов, судья грубо нарушила законодательство и принципы судопроизводства.
Навальный был задержан 17 января в аэропорту Шереметьево сразу по возвращении из Берлина. Его доставили в химкинское отделение полиции и уже на следующий день там же, в участке, состоялось заседание суда.
Судья Химкинского городского суда Елена Морозова приняла решение "продлить задержание" Навального на 30 суток. Политика отправили в "Матросскую тишину".
На задержании Навального настаивала ФСИН. Ведомство утверждало, что политик уклонялся от контроля во время испытательного срока, который он получил по делу "Ив Роше", и в конце прошлого года объявило его в розыск.
Еще до возвращения Навального в Россию служба заявила, что будет добиваться его задержания до суда о замене условного срока на реальный. Вопрос о замене срока 2 февраля рассмотрит Симоновский суд.
Я думал, что это программа "Розыгрыш"
В слушаниях по апелляционной жалобе Навальный участвовал по видеосвязи из СИЗО. "Я не понял, а Олега [Навального] за что задержали?" - выяснял перед началом заседания политик у своих адвокатов, находящихся в зале Мособлсуда. Узнать у них о массовых обысках и задержаниях своих сторонников заранее он не мог. "С момента моего задержания у меня ни разу не было возможности пообщаться с адвокатами, ни разу", - сообщил Навальный судье Мусе Мусаеву.
Председательствующий предложил Навальному сделать это сейчас. "А вот у меня тут [в СИЗО] стоят два сотрудника ФСИН, строго смотрят на меня и снимают на камеру. Они останутся или уйдут?" - поинтересовался политик.
"Желательно, чтобы ушли", - ответил судья. "Как я вас изгнал!" - проговорил вслед проходящим к выходу сотрудникам ФСИН Навальный.
После небольшого перерыва суд приступил к рассмотрению апелляции. Защита ходатайствовала о приобщении справки из берлинской клиники "Шарите" о том, что до 15 января 2021 года политик продолжал там лечиться. По словам адвокатов, он проходил терапию амбулаторно.
Адвокаты Навального в своем выступлении повторили доводы, изложенные в жалобе. Ни одна из норм, на которые ссылался Химкинский суд - а это статья 46 УИК и статьи 396, 397, 399 УПК - не касается условно осужденных, они регламентируют изменение наказания для тех, кто был приговорен к штрафу, исправительным или обязательным работам, ограничению или лишению свободы, напоминал адвокат Вадим Кобзев.
Незаконным, говорит защитник, было объявление в розыск, после которого полицейские задержали политика. Кобзев подчеркнул, что Навальный сам уведомил ФСИН из Берлина о своем местонахождении. "Они знали, что он не просто там живет, не в командировке, что он лечится после тяжелейшего отравления, весь мир об этом знал", - сказал адвокат.
Его коллега Ольга Михайлова убеждала суд, что в Химках были нарушены принципы независимости и гласности процесса: защитники долго не могли попасть в отдел полиции к Навальному, а когда наконец смогли это сделать, узнали о выездном заседании за минуту до его начала. В актовом зале участка они обнаружили трех допущенных туда представителей СМИ и неких слушателей. "Как-то туда попали люди, которые изображали из себя публику. Как они туда попали - при том, что нас полтора часа держали на холоде на улице и не пускали, так же как большое число журналистов?" - размышляла в суде Михайлова. Постановление Химкинского горсуда она назвала незаконным, необоснованным и немотивированным.
Сам Навальный, когда ему предложили высказать свои мысли об этом постановлении, был эмоционален: "Все такое классное, что я не знаю, с чего начать".
"Вы читали протокол, ваша честь? Если читали, вы должны были смеяться на весь Московский областной суд", - начал политик.
"Я уже много чего видел. Но, понимаете, я вот сижу в камере в полиции. Мне говорят: пойдем, будет суд. Я иду, меня заводят в какую-то конуру, там сидят какие-то люди, журналисты, знаки власти, адвокаты мои растерянные, которым сказали за минуту до начала о заседании… Я не понимаю, что происходит… Я уже подумал, что это программа "Розыгрыш", сейчас кулисы раздвинутся, выйдет Путин и скажет: "Ха, Алексей, мы пошутили, просто тебя так давно не было дома, 5 месяцев".
В прениях прокурор Владимир Фадеев настаивал, что Химкинский горсуд вынес решение о продлении задержания Навального на законных основаниях, а все претензии защиты не нашли своего подтверждения.
"Указанная процедура [ужесточения наказания] применяется к лицам, уклоняющимся от его исполнения", - говорил представитель прокуратуры. По его мнению, нормы, на которые ссылался суд первой инстанции и которые, как настаивает защита, не могут применяться к условно осужденным, "понимаются во взаимопонимании". Это значит, что "скрывшийся с места жительства осужденный может быть задержан", подчеркнул Фадеев.
В последнем слове Навальный обратился к своим сторонникам, которые столкнулись с преследованием "за то, что они являются честными людьми", и поблагодарил всех, кто выходил на субботние протесты, назвал их "последним заслоном перед тем, чтобы страна скатилась в деградацию".
После этого судья Мусаев удалился в совещательную комнату. Он вернулся спустя 7 минут с решением оставить в силе постановление Химкинского горсуда.
"Навальный, вам понятно?" - спросил Мусаев.
"Мне все было понятно до начала заседания, спасибо".