Как изменились цены на автомашины российского производства с введением Таможенного союза? Чтобы ответить на этот вопрос, мы запросили в облстате цены в местных автосалонах на 1 января этого года, 1 июля (начало действия ТС), 1 августа и 1 сентября. Статистики предоставили данные, что цены с января по август не менялись, и только с 1 сентября произошел рост цен на автомобили ВАЗ. Дилеры заявляют иное: автомобили дорожали весь год.
По словам директора ТОО «Атырау Лада» Есена КОШКАРОВА, сборка автомобилей производится на Волжском автозаводе в Тольятти, а комплектующие туда поступают от более чем 7 тысяч производителей. В августе подорожала продукция свыше 20 поставщиков деталей. Таможенный союз тут ни при чем: стартеры везут из Франции, генераторы – из Италии и т. д. Рост цен на детали повлиял на розничную цену автомобиля ВАЗ-2107. Причем «семерка» дорожала в течение всего года: 1 января – 875 тыс. тенге, 15 июня – 965 тыс. тенге, 15 июля – 980 тыс. тенге. «Конечно, это нервирует покупателей, – говорит Е. Кошкаров. – Иногда автомобили прибывают с заграничными шинами, некоторые клиенты требуют поменять их на российские, лишь бы сбросить цену».
По словам директора филиала компании «Бипэк-Авто» Даурена БЕЙСЕНОВА, цены на «Приору», «Калину», ВАЗ-21114, 21214 и 2107 в первом полугодии т. г. повышались на величину от 3% до 10%. С 1 июля цены на основные марки ВАЗ не изменились, и только ВАЗ-2107 с 1 сентября подорожал еще на 3%. Причина в том, что АО «АвтоВАЗ» увеличило закупочную стоимость готовых автомобилей у сборочных цехов на 7-8%.
По словам Д. Бейсенова, спрос на «семерку» по-прежнему велик. В текущем году её производство передано заводу «ИжАвто». Однако в течение будущего года выпуск этого автомобиля планируется окончательно прекратить. Вместо него будут собирать автомобиль «Lada-Granta».
Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ
Фото В. Истомина